Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.

Различный опыт регулирования положения дочерних обществ имеется за рубежом. При этом, однако, следует учесть, что кате­гория "дочернее предприятие" в отечественном понимании неиз­вестна зарубежному законодательству. Это неизбежное порожде­ние особого развития и организации российской экономики. Поэтому ее следует отличать от понятия дочернего общества и наряду с ним сохранить в новом российском законодательстве.

16 ноября 1992 г. Указом Президента РФ № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации госу­дарственных предприятий" было утверждено "Временное положе­ние о холдинговых компаниях", создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. В соот­ветствии с этим Положением "холдинговой компанией признает­ся предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий". Последние в дальнейшем именуются "дочерними". Холдинговые компании могут быть созданы:

- при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

- при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;

- при учреждении новых акционерных обществ.

Установлено, что холдинговые компании и их дочерние пред­приятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговой компании предоставлено право осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинго­вой компании при ее учреждении. Одна из главных задач холдин­говой компании — содействовать кооперации предприятий-смежников и осуществлению ими согласованной инвестицион­ной политики.

Холдинговые компании — весьма эффективные системы уп­равления в условиях рыночной экономики. Они способны объ­единять разнопрофильные предприятия в единую организацию, что формирует хозяйственные связи и обеспечивает мобильность капиталов, маневренность мощностями и персоналом. Холдинги способны учесть и отраслевую специфику. Несмотря на то, что холдингово-трастовая система является общепринятой в мире, в большинстве стран специального "холдингового законодательст­ва", регулирующего создание холдинговых компаний, не сущест­вует, и деятельность холдингов и трастов регламентируется более общими документами, например законом "Об акционерных об­ществах".

В России создание холдингов идет своеобразным путем: недо­верие или неприязнь к такого рода компаниям, несовершенство экономического законодательства и, наконец, отсутствие единого понятийного аппарата, обусловленного тем, что наряду с "минис­терскими" холдингами (бывшее отраслевое министерство, объ­единившее подчиненные ему предприятия) существует масса компаний, созданных в ходе приватизации и также именующих себя холдинговыми, но по организационным принципам не явля­ющимися таковыми (этот статус получен из-за амбиций создате­лей компаний). В концепции управления экономикой в условиях российского рынка ориентация идет на создание государственных холдингов и крупных государственных финансово-хозяйственных групп, кото­рые будут находиться под жестким административным контро­лем. Речь идет о возрождении государственного контроля над собственностью — промышленными предприятиями — и форми­ровании в структуре национальной экономики мощного государственного сектора. Организационная структура управления собст­венностью склоняется к итальянской схеме. В рамках этой схемы органы приватизации логично трансформируются в холдинговые структуры государственного и областного уровня с функциями контроля и управления экономикой отраслей и регионов. Подоб­ному разрешению проблемы управления будет способствовать ускорение процесса создания холдинговых копаний и финансо­во-промышленных групп государством в сочетании с корректи­ровкой процесса приватизации.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Меню