Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.
Различный опыт регулирования положения дочерних обществ имеется за рубежом. При этом, однако, следует учесть, что категория "дочернее предприятие" в отечественном понимании неизвестна зарубежному законодательству. Это неизбежное порождение особого развития и организации российской экономики. Поэтому ее следует отличать от понятия дочернего общества и наряду с ним сохранить в новом российском законодательстве.
16 ноября 1992 г. Указом Президента РФ № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" было утверждено "Временное положение о холдинговых компаниях", создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. В соответствии с этим Положением "холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий". Последние в дальнейшем именуются "дочерними". Холдинговые компании могут быть созданы:
- при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
- при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
- при учреждении новых акционерных обществ.
Установлено, что холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговой компании предоставлено право осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинговой компании при ее учреждении. Одна из главных задач холдинговой компании — содействовать кооперации предприятий-смежников и осуществлению ими согласованной инвестиционной политики.
Холдинговые компании — весьма эффективные системы управления в условиях рыночной экономики. Они способны объединять разнопрофильные предприятия в единую организацию, что формирует хозяйственные связи и обеспечивает мобильность капиталов, маневренность мощностями и персоналом. Холдинги способны учесть и отраслевую специфику. Несмотря на то, что холдингово-трастовая система является общепринятой в мире, в большинстве стран специального "холдингового законодательства", регулирующего создание холдинговых компаний, не существует, и деятельность холдингов и трастов регламентируется более общими документами, например законом "Об акционерных обществах".
В России создание холдингов идет своеобразным путем: недоверие или неприязнь к такого рода компаниям, несовершенство экономического законодательства и, наконец, отсутствие единого понятийного аппарата, обусловленного тем, что наряду с "министерскими" холдингами (бывшее отраслевое министерство, объединившее подчиненные ему предприятия) существует масса компаний, созданных в ходе приватизации и также именующих себя холдинговыми, но по организационным принципам не являющимися таковыми (этот статус получен из-за амбиций создателей компаний). В концепции управления экономикой в условиях российского рынка ориентация идет на создание государственных холдингов и крупных государственных финансово-хозяйственных групп, которые будут находиться под жестким административным контролем. Речь идет о возрождении государственного контроля над собственностью — промышленными предприятиями — и формировании в структуре национальной экономики мощного государственного сектора. Организационная структура управления собственностью склоняется к итальянской схеме. В рамках этой схемы органы приватизации логично трансформируются в холдинговые структуры государственного и областного уровня с функциями контроля и управления экономикой отраслей и регионов. Подобному разрешению проблемы управления будет способствовать ускорение процесса создания холдинговых копаний и финансово-промышленных групп государством в сочетании с корректировкой процесса приватизации.