Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.
Очень остро стоит проблема взаимосвязи между развитием акционирования и антимонопольной политики. Важную роль акционерные формы хозяйствования должны сыграть и в преодолении монополизма, широком развитии конкуренции. Оптимальной формой реорганизации государственной промышленности в условиях перехода к рыночной экономике могут явиться концерны, ассоциации, основанные на акционерной форме организации производства. Широкий обмен акциями между предприятиями внутри концерна, ассоциации, переплетение акционерной собственности позволит заинтересовать в эффективном развитии производства продукции все предприятия, вошедшие в их состав. Таким образом, предприятия — участники такого объединения, оставаясь юридически свободными в выборе партнеров по хозяйственной деятельности, будут осуществлять координацию этой деятельности внутри объединения, а также координировать инвестиционно-техническую и маркетинговую стратегию. Важную роль в развитии конкуренции сыграет также политика всемерной поддержки малого бизнеса.
Конечно, переход государственных предприятий на акционерную форму хозяйствования не является панацеей от всех бед нашей экономики. Акционерная форма принесет наибольший эффект лишь в том случае, если параллельно совершенствуются общая и производственная структуры предприятия, ликвидируются излишние звенья, улучшается организация производства и труда, перепрофилируется производство, проводится правильная инвестиционная политика, улучшаются социальные условия коллектива.
Важную роль в развитии акционерных форм хозяйствования в России должен сыграть Союз акционерных обществ. В соответствии с Уставом Союза — это независимая самоуправляемая общественная (неправительственная) организация, в которую на добровольных началах входят предприятия, организации, различного рода союзы и ассоциации, отдельные граждане. Цели Союза — содействие становлению и развитию в стране акционерных форм хозяйствования, оказание организационной, правовой, финансовой и других видов помощи членам Союза. Большое внимание Союз намерен уделять вопросам преобразования в акционерные общества государственных предприятий. Представляется, что это наиболее сложный вопрос в развитии акционерных форм хозяйствования в стране. Союз должен защищать права и законные интересы акционеров, способствовать росту эффективности производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности акционерных предприятий внутри страны и за рубежом, координации их взаимодействия с органами власти в решении вопросов социального развития коллективов акционеров. Важными аспектами работы должны стать подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов акционерных предприятий, систематический обмен опытом акционерного предпринимательства, подготовка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию действующего законодательства в области акционерной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В экономике большинства постсоциалистических стран до реформы доминировала государственная собственность. В современных условиях оптимальной является та система, где существует многообразие форм собственности. Отсюда логично, что в проводящих экономические реформы странах взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности.