Организационно-технические и методические аспекты учетной политики.
Налогоплательщик как заинтересованная в получении льготы сторона обязан принять все необходимые меры для обеспечения раздельного учета затрат.
Оценка незавершенного производства
В соответствии с пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться:
- по фактической и нормативной (плановой) производственной себестоимости;
- по прямым статьям затрат;
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Одной из наиболее распространенных ошибок является отсутствие разграничения затрат отчетного периода между завершенной и незавершенной производством продукцией (работами, услугами). Так, в некоторых случаях организации осуществляют списание всех расходов, произведенных в отчетном периоде, в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» без их распределения. В результате этого завышается показатель себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и искажаются финансовые результаты деятельности организации.
Учет финансовых результатов при выполнении долгосрочных договоров
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий предусматривает два варианта ведения учета при выполнен㠸и работ долгосрочного характера:
- с применение счета 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;
- без применения счета 36.
Учет курсовых разниц
Согласно пунктам 14 и 15 Положения о составе затрат, положительные и отрицательные курсовые разницы включаются соответственно в состав внереализованных доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Пункт 4.3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), утвержденного приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 50, предусматривает два варианта учета курсовых разниц:
- непосредственно на счете 80 «Прибыли и убытки» по мере принятия их к учету;
- на счете *№ «Доходы будущих периодов» с единовременным их списанием в конце года на счет 80.
При последнем варианте курсовые разницы в течение отчетного года не влияют на финансовые результаты деятельности организации.
Перечень создаваемых резервов
Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета, в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на:
- предстоящую оплату отпусков работникам;
- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- выплату вознаграждения по итогам работы за год;
- ремонт основных средств;
- производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и т.д.
при принятии учетной политики организация определяет: создавать ли резервы и какие именно либо не создавать.
Помимо этого организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за реализованную продукцию (п.15 Положения о составе затрат), а также резерв под обесценение вложений в ценные бумаги (п.45 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Другие элементы учетной политики
Приказ об учетной политике может содержать и решение других методических вопросов, регламентирующих бухгалтерский учет организации. К таким вопросам, в частности, относятся:
- порядок отражения в учете процесса приобретения материалов и МБП (с использованием или без использования вспомогательных счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»;
- выбор метода оценки готовой продукции (по фактической или нормативно (плановой) себестоимости);
- порядок списания расходов и доходов будущих периодов;
- вопросы создания фондов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения и т.д.
Внесение изменений и дополнений в учетную политику
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:
- реорганизации (слияния, разделения, присоединения) организации;
- смены собственников организации;
- изменения нормативной базы или законодательства по бухгалтерскому учету;
- разработки новых способов ведения учета (как Минфином России так и самой организацией)