Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Организационно-технические и методические аспекты учетной политики.

Организационно-технический раздел приказа об учетной политике может включать в себя решение следующих вопросов.

Организация учетной работы

Согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете, в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться: бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением; бухгалтером, принятым по трудовому договору и состоящим в штате организации; специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

В качестве приложения 1 «Организация учетной работы» к приказу об учетной политике могут приводиться: Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии оформляются по общей схеме и, как правило, включают в себя шесть разделов: общие положения; функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи); организация работы.

Вопросы функционирования филиалов (структурных подразделений)

Возможность выделения филиалов и иных обособленных структурных подразделений на отдельный баланс вытекает из содержания пункта 33 Положения по ведению бухгалтерского учета. Выделение целесообразно в случае территориальной обособленности структурных подразделений или обособленности их производственного и коммерческого процессов.

При наличии у организации обособленных подразделений необходимо также определиться относительно уровня централизации учетных работ: при централизованной форме вся учетная работа проводится централизованной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения.

В качестве приложения 2 к приказу об учетной политике могут приводиться Положения о филиалах (обособленных подразделениях) или выписки из них по вопросам, касающимся организации учета.

Очень часто допускается ошибка, когда организация, имеющая филиалы и практикующая распределение расходов между головной организацией и филиалами, не оговаривает в учетной политике порядок документального подтверждения такого перераспределения. Например, если расходы произведены головной организацией, но часть их относится к деятельности филиала, последнему необходимо иметь комплект документов, исключающий вопросы со стороны территориального налогового органа, где фактически расположен и осуществляет деятельность филиал, относительно подтверждения этих расходов. Такой комплект наряду с распорядительным документом головной организации об отнесении части затрат на филиал должен содержать надлежащим образом заверенные копии оправдательных документов (договоров, счетов в адрес головной организации), подтверждающих первоначальные расходы головной организации, и экономически обоснованный расчет по их распределению.

Также необходимо учесть, что с вступлением в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса РФ филиалы и представительства российских юридических лиц исключаются из состава налогоплательщиков. С 1 января 1999 года обязанность по уплате налогов и сборов возлагается на юридические лица, создавшие данные филиалы и представительства (Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, число налоговых споров, возникающих в результате перераспределения между головной организацией и ее филиалами затрат, прибыли, имущества и иных объектов налогообложения в пределах одного юридического лица, по объективным причинам должно уменьшиться.

Разработка рабочего плана счетов

В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете, а также пунктом 9 Положения по ведению бухгалтерского учета каждая организация должна на основе утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета разработать собственный рабочий план, в котором следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. При этом следует иметь в виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Минфином России. Основанием для введения таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню