Регистрационный режим предпринимательской деятельности
1. С позиций целей правового регулирования регистрационный режим предпринимательской деятельности должен включать в себя следующие компоненты:
а) определение форм этой деятельности, подлежащих регистрации;
б) создание и установление правового статуса органов государства, осуществляющих государственную регистрацию указанной деятельности;
в) разработку процедуры и правил регистрации предпринимательства, образцов документов, установление прав и обязанностей в этой сфере;
г) установление ответственности и правил ее реализации в сфере регистрации предпринимательства.
Рассмотрим названные компоненты подробно с позиций, как действующего российского законодательства, так и некоторой теоретической правовой модели, построенной с учетом потребностей и возможностей государства осуществлять ту или иную деятельность.
2. Российское законодательство исходит из того, что все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в таком качестве (ст. 2 ГК РФ). Казалось бы, такая формулировка не оставляет возможности для обсуждения вопроса о выборе форм предпринимательства, подлежащих регистрации. Тем не менее, можно поставить вопрос иначе: любая ли предпринимательская деятельность по своему экономическому значению является столь значимой, что нуждается в государственной регистрации?
Ответ на поставленный вопрос зависит от того, какие цели преследует государственная регистрация. Кстати, в российской практике в связи с этим возникает вопрос о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, которое в соответствии с законом о нем признается особым видом юридического лица, а по ГК РФ в числе юридических лиц не называется.
3. Государственная регистрация преследует следующие цели:
- осуществление государственного контроля за ведением предпринимательской деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
- проведение налогообложения;
- получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация должна основываться на принципах публичности, общеизвестности и достоверности, внесенных в соответствии с ней в реестр сведений. Принцип публичности проявляется в том, что реестр доступен каждому лицу, желающему познакомиться с ним. Принцип общеизвестности означает, что любое лицо считается осведомленным о внесении коммерческой организации в реестр (на основании публикации данных реестра в официальных изданиях), что лишает его возможности ссылаться на незнание содержащихся в нем сведений. И, наконец, в силу принципа достоверности действует презумпция правильности содержащихся в реестре записей, которая может быть опровергнута только в судебном порядке.
Сама процедура государственной регистрации коммерческих организаций урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне — это Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также ст. 34 и 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», которые будут действовать до вступления в силу закона о государственной регистрации.
4. В соответствии со ст. 51 ГК РФ государственная регистрации должна осуществляться органами юстиции. В связи с этим возросла довольно сложная проблема, поскольку фактически регистрация коммерческих организаций осуществляется органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Федерации.
В Москве, например, совместным решением Президиума Московского городского Совета народных депутатов и Правительства Москвы от 25 июля 1991 г. № 134-2 было утверждено Положение о Московской регистрационной палате (далее — МРП). Именно МРП является компетентным органом исполнительной, власти, осуществляющим государственную регистрацию коммерческих организаций, создаваемых на территории Москвы.