Основные фонды строительной организации
При оплате работы кранов не по количеству часов, указанных в сменных рапортах и отчетных данных, а по нормативной продолжительности эксплуатации, управления механизации становятся экономически заинтересованными в более эффективном использовании техники. Для общестроительных организаций создаются благоприятные возможности использовать краны без увеличения затрат на механизацию исходя из установленной цены эксплуатации за законченный объект. Однако применение такого порядка расчетов тоже не устраняет всех недостатков. Поэтому использование этой системы расчетов должно сочетаться со штрафными санкциями за нарушение договорных условий: со стороны подрядных организаций — обеспечение рационального режима работы машин и ликвидация внутрисменных простоев, а со стороны трестов механизации — обеспечение технической готовности и своевременного ремонта средств механизации.
Одним из действующих экономических рычагов, обусловливающих улучшение использования основных производственных фондов в строительстве, является совершенствование механизма платы за фонды. Плата за фонды вносится в числе первоочередных платежей в бюджет в размере, предусмотренном финансовым планом. Нормы платы дифференцированы от 2 до 6% среднегодовой стоимости производственных фондов. Плата за фонды, сданные в аренду, взимается с организацией, на балансе которых находятся эти фонды, т.е. с трестов и управлений механизации.
Проблема повышения эффективности использования основных производственных фондов должна решаться комплексно, путем активизации всех элементов механизма управления отраслью: совершенствования хозрасчетных отношений участков строительства, повышения стимулирующей роли платы за фонды и улучшения организационного уровня строительного производства.