Основные фонды строительной организации
Наряду с обобщающим показателем эффективности использования фондов (фондоотдачи) используют систему частных показателей, применение которых позволяет судить также об эксплуатационной мощности парка. К их числу относятся:
· коэффициент использования парка строительных машин (отношение количества отработанных дней к числу дней пребывания машин в хозяйстве);
· коэффициент сменности (отношение количества машино-смен, определяемое на основании данных учета и средней продолжительности рабочей смены, к числу отработанных машино-дней);
· коэффициент использования парка машин по мощности и по времени;
· коэффициент технической готовности и др.
Уровень использования парка строительных машин наиболее полно оценивается системой показателей, набор которых определяется конкретными целями планирования или экономического анализа. Вышеприведенные показатели использования машин, дополняя друг друга, позволяют определить степень технической готовности и загрузки парка, временной режим работы и другие нормативы.
Как показывает практика, строительные машины и оборудование используются еще недостаточно эффективно. Внутрисменные простои техники значительны, календарное время работы строительных машин используется на 65—70%, низок коэффициент сменности (не превышает 1,6), не полностью используется техника по мощности. Создавшееся положение объясняется целым рядом причин: недостатками в системе материально-технического обеспечения строительства, нерациональными формами взаимоотношений между строительными организациями и управлениями механизации, низким уровнем ремонтной базы строительной техники.
К числу резервов, зависящих от деятельности строительной организации, можно отнести улучшение использования активной части фондов, чему в значительной степени способствуют улучшение организации строительного производства, усиление механизма экономического стимулирования работников, повышение уровня квалификации, снижение внутрисменных простоев и непроизводительных потерь рабочего времени, повышение коэффициента сменности и степени технической готовности парка, а также повышение уровня концентрации и сборности строительства, совершенствование качественного состояния парка машин, создание мощных производственно-технических баз.
Направления повышения эффективности использования основных производственных фондов строительства. Для сокращения внутрисменных простоев и непроизводительного использования активной части фондов, а также уменьшения времени пребывания техники в ремонте важно правильно построить взаимоотношения между владельцами фондов (трестами механизации) и строительными организациями. Основная масса строительных машин предоставляется на условиях субподряда или аренды подрядным организациям, Существующая при этом система оплаты за эксплуатацию машин, исходя из количества отработанных машино-смен или часов, т.е. по времени фактического нахождения их на объектах строительства, не стимулирует оптимального использования машин по времени. При этом механизаторы практически не несут ответственности за своевременное и качественное выполнение работ, за снижение их стоимости.
В связи с проведением экономической перестройки в строительстве основным показателем деятельности трестов и управлений механизации, как и всех подрядных организаций, становится ввод в эксплуатацию объектов строительства. Чтобы сделать этот показатель практически приемлемым для подразделений механизации строительства, необходимо правильно построить взаимоотношения и расчеты управлений механизации со строительными организациями. Этому наиболее полно отвечает порядок расчетов по укрупненным показателям нормативной стоимости эксплуатации машин.
Укрупненные показатели разрабатываются на основные серии домов или объектов производственного назначения, строящихся по типовым проектам, и дают возможность правильно установить прейскурантные цены на работу стреловых и башенных кранов при расчетах между управлениями механизации и строительными организациями за законченный комплекс работ по объекту в целом без промежуточных платежей. Эти показатели учитывают весь комплекс работ, выполняемых с участием кранов, включая погрузку и разгрузку материалов и конструкций с транспортных средств. Укрупненные показатели предусматривают возмещение всех затрат управлений механизмами, связанных с эксплуатацией башенных и стреловых кранов, кроме затрат на устройство подкрановых путей и потребляемую электроэнергию. Расчеты управлений механизации со строительными организациями за законченный комплекс работ, выполненных стреловыми и башенными кранами, производятся по прейскурантным ценам за весь комплекс работ независимо от фактической продолжительности работы на объекте.
Применение такой системы расчетов несомненно, позволит ликвидировать приписки, которые имели место при учете работы строительных машин в машино-сменах и в натуральном выражении, искусственно создавали сверхплановую прибыль в управлениях механизации, одновременно вызывая переход средств на механизацию в строительных организациях.