Анализ уровня среднереализационных цен
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции - один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:
(Цн – Цп) * VРПн
DЦкач =
VРПобщ
где Цн и Цп — соответственно цена изделия нового и прежнего качества;
VРПн — объем реализации продукции нового качества;
VРПобщ — общий объем реализованной продукции 1-го вида за отчетный период.
Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.
В основу первого положен принцип цепных подстановок: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановом сортовом составе (табл. 4). Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества.
Этот расчет можно представить в виде формулы
ВРусл1 = S(VРПобщ.ф * Удфi) * Цiпл
Врусл2 = S(VРПобщ.ф * Удплi) * Цiпл
ВРусл1 – ВРусл2 22531875 – 22417500
DЦ = _ = _ = +3,75 тыс. руб.
VРПобщ.ф 30500
В основу второго способа расчета положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:
S (УДфi – УДплi) * Цiпл (+5 * 750) + (–5 * 675)
DЦ = = = +3,75 руб.
100 100
Полученные данные свидетельствуют о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручка от ее реализации увеличилась на 114375 тыс. руб. (22 531 875-22 417 500), а средняя цена 1 туб - на 3,75 тыс. руб.
Таблица 4.
Расчет влияния качества изделия С на его среднюю цену реализации
Сорт продук-ции |
Цена за туб, тыс. руб. |
Объем реализации, туб |
Удельный вес cортов, % |
Фактичес-кий объем продаж при плановой сортности, туб |
Выручка от продаж, тыс. руб. | ||||
план |
факт |
план |
факт |
+,– |
При фактической сортно-сти |
При плановой сортности | |||
I |
750 |
21600 |
25925 |
80 |
85 |
+5 |
24400 |
19443750 |
18300000 |
II |
675 |
5400 |
4575 |
20 |
15 |
–5 |
6100 |
3088125 |
4117500 |
Всего |
— |
27000 |
30500 |
100 |
100 |
— |
30500 |
22531875 |
22417500 |