Анализ товара
Анализ товара, которым часто пренебрегают финансисты — есть основополагающий элемент в понимании положения предприятия. Совершенно очевидно, что в некоторых случаях список продукции будет таков, что исчерпывающий анализ невозможен: для общего анализа необходимо ограничиться только некоторыми видами продукта. Его цель — изучение типов продукции, ее качества, характеристик, сопровождающих ее услуг и степени отличия от аналогичных продуктов (и услуг) конкурентов, новизны продукции, цены.
Анализ типов продукции. Принято отличать производство предметов широкого потребления от производства продукции для промышленности. Среди товаров широкого потребления выделяют прежде всего продукцию каждодневного спроса, «обдуманные» покупки и специфические. Промышленные товары прежде всего классифицируются по исходным материалам (сырье) и их составляющим элементам. Сопутствующие компоненты (фурнитура и услуги) очень полезно дифференцировать, как и товары широкого потребления, на базовую (основную) и специализированную продукцию.
Эти квалификационные характеристики не могут быть отделены от характеристик потребителей данной продукции.
Анализ качества товара. Речь идет не об оценке качества товара в том смысле, как это рассматривает производственная служба (т. е. соответствие техническим стандартам. В этих рамках продукция может быть высочайшего технического качества (т. е. не иметь никаких дефектов сборки) и тем не менее быть низкого качества с точки зрения маркетинговой стратегии. В общем коммерческое качество продукции зависит от его способности выполнять свои функции, т.е. удовлетворять потребителя. Измерение качества предполагает перечисление возможных функций продукта и определения предполагаемого клиента.
В понятие возможных функций входят длительность, изменяемость, точность, простота в использовании, в уходе, устойчивость и сопротивляемость к ударам и пр. Наиболее важный показатель — это соблюдение сроков поставки. Именно этот фактор показывает, что качество нельзя путать с просто техническими данными продукции.
Невозможно составить перечень показателей, отвечающих требованиям полезности для всех потребителей.
Возникает следующий вопрос: каковы предполагаемые потребители?
Некоторые аналитики правы, подчеркивая, что в отношении качества промышленной продукции потребитель должен быть определен не как клиент производства, а как клиент его клиентов.
Надо
подчеркнуть что качество, понимаемое как мера степени удовлетворения запросов потребителя, есть понятие всеобъемлющее. Необходимо принимать в расчет также степень устаревания произведенной продукции, поскольку вышедший из употребления продукт не может иметь высокое качество по сравнению с конкурирующим товаром. Качество также не может быть связано с производственными функциями: все функции предприятия способствуют определению качества. Один тот факт, что продукция должна бы быть продана без дефектов, без задержки, в соответствии со всеми нормами, требует безупречной координации работ структур производства. Известно, что принцип «только своевременно» является, по мнению его сторонников, наиболее важным для достижения безупречности товара. Это расширение требований качества на всех уровнях производства оправдывает, по мнению ряда специалистов, распространение понятия «тотальное качество». Качество продукции может быть определено как высшее, отличное, равное, ниже уровня, плохое.