Лицензирование деятельности
В плане совершенствования законодательства можно предложить рассматривать в качестве критериев признания того или иного вида деятельности лицензируемым наличие публичного интереса в отношении рассматриваемого вида деятельности. Этот интерес может обосновываться следующими соображениями:
— деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении (таковой является, например, захоронение отходов, сбросы загрязняющих веществ и проч.);
— деятельность вовлекает в свою среду неограниченный круг участников, включая их имущество, в производство (инвестиционные фонды, банковская деятельность и др.);
— деятельность является слишком доходной и подлежит в связи с этим повышенному налогообложению и дополнительному контролю (например, производство, хранение и оптовая продажа алкогольной продукции).
4. В системе лицензирования можно условно выделить два вида лицензионных объектов:
— собственно хозяйственная деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер (например, строительство, перевозки и другие виды предпринимательства);
— отдельные хозяйственные операции, исчерпывающиеся однократным действием и имеющие количественные признаки (например, перевод капитала из Российской Федерации, практически весь экспорт и импорт сырья, технологий, научно-технической информации, лов рыбы, добыча животных и проч.).
В соответствии с этими видами по-разному должны формулироваться и в принципе формулируются цели правового регулирования, порядок осуществления контроля и последствия правонарушений. Если применительно к первой группе целями являются стратегическое обеспечение публичных интересов, то в отношении второй группы — они имеют тактический характер и могут меняться в зависимости от состояния внутреннего и внешнего рынка, потребностей государства.
Точно так же отличается и механизм контроля. В первом случае контроль, как и сама деятельность, носит длящийся характер и направлен в основном на обеспечение соответствия реально осуществляемого предпринимательства условиям лицензий. Контроль за соблюдением условий лицензирования отдельных операций завершается с окончанием самой операции и предполагает проверку количества и соответствия объекта операции указанному в лицензии.
5. Лицензирование осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с ранее принятым законодательством РФ. На федеральном уровне полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
- лицензирование на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. и вступившим в силу до момента его вступления в силу иными федеральными законами;
- надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
- приостановление действия лицензий;
- возобновление действия лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
- формирование и ведение реестра лицензий.
Распоряжением мэра Москвы от 18 марта 1998 г. № 242-РМ утверждено новое Положение о Московской лицензионной палате. Она признана юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество в оперативном управлении. Финансирование Палаты осуществляется из бюджета города Москвы. Палата ведет учет и отчетность финансово-предпринимательской деятельности в порядке, установленном для бюджетных организаций. Основной задачей Палаты является проведение государственной политики, направленной на развитие цивилизованного предпринимательства, защиту интересов и прав юридических лиц и граждан, в том числе: