Лицензирование деятельности
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:
— заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
— копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии пг заверены нотариусом) — для юридических лиц;
— копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуальных предпринимателей;
— справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
— документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть пред. усмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
— несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
3. Применительно к лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности одним из самых сложных является вопрос об основаниях признания той или иной деятельности подлежащей лицензированию. Анализируемый закон предлагает критерии для решения вопроса о том, подлежит ли данный вид деятельности лицензированию. В качестве одного из них рассматривается возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и Опасности государства, а другого — если регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Названные признаки вряд ли можно считать достаточными, хотя в целом они зафиксировали определенные направления совершенствования законодательства в этой области. Можно утверждать что закон установил два вида содержательных критериев: а) вредоносность для граждан и государства; б) методическую несостоятельность иных мер. Если в отношении первого критерия еще возможна дальнейшая операциональная характеристика путем указания на определенные права и блага, то второй критерий вряд ли в принципе доказуем.
Главное, что ни в одном из актов, предусматривающем лицензирование, не дано обоснование, почему, в силу каких объективных или субъективных причин этот вид деятельности нужно лицензировать. Очевидно, что социально-экономическая обусловленность находится за пределами самих нормативных актов и потому ее очень сложно оценить. Если еще можно обосновать необходимость контроля, например, за производством драгоценных камней или за деятельностью инвестиционных фондов, то весьма сложно определить цели государственного воздействия при лицензировании издательской и полиграфической деятельности, финансовой аренды или деятельность по реставрации музейных ценностей. В отношении последних видов деятельности в обществе есть достаточно эффективный контролер — потребитель, который не купит плохо изданную книгу и не закажет реставрацию плохому мастеру.