функции обслуживания.
а) проведением предварительных расчетов ежедневной и недельной потребности в предметах труда по РМ и участкам в соответствии с заданной программой с учетом запасов на производственных переходах;
б) составлением комплексной технологии с разработкой транспортно-технологической схемы, а также схем механизированной грузопереработки, предусматривающих кратчайшие расстояния перемещения грузов, выпрямление грузопотоков, уменьшение количества погрузок, целевую доставку грузов к рабочим местам и т.д.;
в) составлением графика обслуживания.
Внедрение транспортно-технологической схемы позволяет обеспечить:
- сокращение перевалок, перегрузок и пересчета сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей в результате применения стандартной тары, поддонов, контейнеров, этажерок и др. устройств;
- возможность ликвидации или сокращения промежуточного складирования;
- транспортировку как внутри цеха, так и между цехами по кольцевым маршрутам;
- централизованное выполнение транспортных операций бригадами, специализированными по видам работ, грузов, маршрутов.
При совершенствовании транспортно-технологической схемы предприятия следует учитывать направление и величину основных грузопотоков. По возможности рекомендуется применять кольцевые трассы, т.е. совмещать начало и конец цеховых грузопотоков. Это упрощает работку заводского транспорта: транспортные средства после их разгрузки могут загружаться без холостых пробегов.
Применение конвейеров и других транспортных средств возможно, когда это экономически оправдано (например, при стабильном грузопотоке и коротких расстояниях. Вопрос о целесообразности конвейерного (в особенности приводного) транспорта должен решаться на основе технико-экономического анализа.
На величину затрат рабочего времени на транспортное обслуживание оказывают влияние следующие факторы:
- уровень механизации и автоматизации транспортных средств;
- величина грузооборота;
- номенклатура и вес обрабатываемых изделий;
- протяженность грузопотоков;
- характер организации транспортной функции (централизованная или децентрализованная);
- принятая организация производства на участках и в цехах;
- сменность работы.
Инструментальная функция.
От организации инструментального хозяйства цеха, от того, насколько планомерно и качественно обеспечиваются рабочие инструментом, оснасткой и т.д. во многом зависят ритмичность работы, качество изготовляемой продукции и производительность труда работников основного производства.
При организации инструментального обслуживания рассчитывается профессиональный состав и количество работников, с учетом масштаба и характера производства. Для каждой профессии определяется содержание труда, составляется должностная инструкция с указанием обязанностей, прав и ответственности.
Регламент обслуживания предусматривает согласованность и увязку графиков подачи инструмента и приспособлений с работой основного производства. Для регламентации обслуживания проводится предварительный расчет ежедневной потребности в инструменте и приспособлениях в соответствии с производственной программой.
Пример должностной инструкции кладовщика секции приемки и сортировки отработанного инструмента:
Кладовщик секции приемки и сортировки отработанного инструмента инструментально-раздаточной кладовой выполняет все работы, связанные с приемкой инструментария, поступающего с производства, и его сортировкой. Кладовщик непосредственно подчиняется заведующему кладовой.
Обязанности: принимать и проверять поступающий инструментарий и определять его пригодность для дальнейшей эксплуатации:
подготовлять и отправлять инструментарий на заточку;
предъявлять техническому надзору поломанный или имеющий повышенный износ инструмент для принятия мер по упорядочению эксплуатации.
Права: требовать от мастера производственного участка своевременного оформления акта на поломанный инструмент.