Приватизация в России: итоги и перспективы.
Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому переход от государственной собственности к частной был одним из кардинальных ещё на этапе «перестройки».
Союзное руководство пыталось решить этот вопрос в 1986 – 1988 годах, издав закон об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации и др., но на их основе полноценное частное предпринимательство так и не появилось. Лишь в декабре 1990 года в Российской Федерации был принят «Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности, частные предприятия, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типов, которые получили право выпускать свои акции.
Но прошёл целый год, прежде чем начали функционировать предприятия такого типа, поэтому в конце 1991 года доля занятых в государственном секторе России оставалась всё ещё довольно высокой (77% от общего количества занятых).
А.Чубайс, назначенный в 1991 году председателем Госкомимущества, стал настаивать на проведении быстрой и подлинной приватизации, ведущей к возникновению личных прав собственности. Главной задачей нового правительства было рационализировать так называемую общественную собственность, которая в действительности принадлежала номенклатуре, всячески стремившейся сохранить эту собственность в своих руках. Чтобы избежать прямых сделок между чиновниками и покупателями, реформаторам было необходимо разработать такие правила приватизации, которые учитывали бы высокую коррумпированность государственного аппарата. Впервые за долгие годы предполагалось проводить аукционы, открытые конкурсы (тендеры), где напрямую бы сталкивались спрос и предложение.
Для остановки номенклатурной приватизации ещё в декабре 1991 года крупные предприятия по указу президента были преобразованы в акционерные общества. Большая часть их акций передавалась в государственные приватизационные комитеты, а не в отраслевые министерства. Двадцать девятого декабря 1991 года были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 году.», в соответствии с которыми определялись не только процедуры и нормативы приватизации, но и общие суммы доходов от этого мероприятия в государственный бюджет на 1992-1994 годы. Правда, эти суммы оказались легко достижимыми из-за высокой инфляции, поэтому государство не получило ожидаемых реальных доходов.
В итоге было принято решение о том, что работники предприятий должны получать 25% капитала бесплатно, в виде привилегированных акций. Этот предпринимался с целью привлечения работников в ряды активных сторонников приватизации. Рабочие становились бы индивидуальными собственниками, в отличие от югославского варианта рабочего самоуправления с его коллективной безответственностью. Одно- временно, правительство выражало беспокойство по поводу того, что иностранные предприниматели, в связи с постоянной девальвацией рубля, могут скупить крупные предприятия за бесценок. Но этого не произошло, так как иностранцы опасались экономической и политической нестабильности и не спешили осуществлять капиталовложения в Российскую экономику.
В программе приватизации на 1992 год были установлены большие ограничения: не подлежали приватизации природные ресурсы, объекты культурного наследия, и.т.п.
Между тем, в течение первой половины 1992 года в стране продолжались напряжённые споры по вопросу о сущности и путях проведения приватизации, несмотря на то, что Закон и программа приватизации были уже приняты. В этот момент было важно установить наиболее точное соотношение акций при их распределении между государством и трудовыми коллективами. Но сложность решения этой проблемы заключалась ещё и в том, что на свою долю претендовали директора предприятий (часто за спиной трудовых коллективов), чиновники отраслевых министерств, представители региональных властей, “новые” предприниматели, и, на конец, всё население в целом.
Правительство считало, что работники предприятий должны получить бесплатно 25% привилегированных акций без права голоса. Дополнительно они могли бы выкупить ещё 10% выпущенных в обращение обыкновенных акций с правом голоса за 70% их номинальной (очень низкой) стоимости. После этого директорам предоставлялось право купить 5% акций по номинальной стоимости.