Анализ себестоимости продукции, услуг
Краткая характеристика предприятия ЗАО Абаканский т/к «Дружба».
1) Основной вид деятельности – туризм (имеется лицензия на международный туризм).
2) Предприятие реализуется сформированные им туристско-экскурсионные путевки через сеть турагенств, а также непосредственно населению.
3) Среднесписочная численность работающих – 128 чел.
4) Количество сформированных за год туристско-экскурсионных путевок – 25870 шт. в отчетном периоде в натуральных единицах.
5) Реализовано туристско-экскурсионных путевок в отчетном периоде в натуральных единицах – 20700 шт.
6) Выручка от реализации туристско-экскурсионных путевок – 3104658 руб. (без НДС).
7) Расходы основного производства по формированию туристско-экскурсионных путевок в – 3275307 руб. отчетном периоде.
8) Общепроизводственные расходы в отчетном периоде – 1200000 руб.
9) Общехозяйственные периоде – 960000 руб.
На основе этих данных проводится сравнение между расчетом себестоимости туристско-экскурсионных путевок традиционным способом и способом «директ-костинг»[20].
Таблица 3.1.
Традиционным способом |
Способом «директ-костинг» |
Прямые расходы = 3275307 руб. |
Условно-переменные расходы = 3275307+1200000=4475307 руб. |
Косвенные расходы = 2160000 руб. |
Условно-постоянные расходы = 960000 руб. |
Формирование полной себестоимости туристско-экскурсионных путевок отчетного периода = 3275307+2160000=5435307 руб. |
Формирование сокращенной себестоимости туристско-экскурсионных путевок отчетного периода = 4475307 руб. |
Расчет себестоимости одной туристско-экскурсионной путевки отчетного периода = 5435307/25870=210 руб. (шт.) |
Расчет себестоимости одной туристско-экскурсионной путевки отчетного периода = 44675307/25870=173 руб. (шт.) |
Расчет себестоимости туристско-экскурсионных путевок:
1) относимой на реализацию продукции в отчетном периоде:
Традиционным способом |
Способом «директ-костинг» |
5435307/25870*20700=4349085 руб. |
4475307/25870*20700=3580937 руб. |
2) относимой на остаток готовой продукции на конец отчетного периода:
Традиционным способом |
Способом «директ-костинг» |
5435307-4349085=1086222 руб. |
4475307-3580937=894370 руб. |
Таким образом, выбор предприятием т/к «Дружба» рассмотренных выше альтернативных способов учета позволит ему снизить себестоимость туристско-экскурсионных путевок.
Резервы снижения затрат.
Если обратиться к строке 020 формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», то можно констатировать, что себестоимость реализации продукции, услуг в целом по предприятию в сравнении с прошлым годом увеличилось в 1,8 раз (приложение 2). Необходимо провести анализ и выявить резервы снижения себестоимости (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Факторный анализ себестоимости туристских услуг за 1999 г.
Показатели |
Отчетный период, руб. |
Прошлый год, руб. |
Отклонение (+/-) |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Материальные затраты |
496030 |
153997 |
+342033 |
3,2 |
Затраты на оплату труда |
910807 |
1093075 |
-182268 |
0,8 |
Отчисления на социальные нужды |
348812 |
371726 |
-22914 |
0,9 |
Амортизация основных средств |
310404 |
358659 |
-48255 |
0,8 |
Прочие затраты |
2936743 |
551701 |
+2385042 |
5,3 |
Итого: |
4975796 |
2529158 |
+2446638 |