Результаты проведения переоценки в период с 1992 по 1997 года
Характерной особенностью данной переоценки являлось более активное участие в ней независимых экспертов. В России уже существовали объединения независимых оценщиков, которые могли дать объективную, рыночную оценку основных фондов предприятия. Обществом оценщиков предоставлялись экспертные заключения о рыночной стоимости основных фондов. Но использование заключений экспертов о восстановительной стоимости основных фондов не нашло своего полного законодательного оформления. Правовой статус оценщика не был определен, поэтому отвечать за результаты переоценки должно было само предприятие, а точнее руководитель. Для налоговых органов мнение оценщиков не являлось достаточным основанием, поэтому ответственность лежала на предприятии.
Согласно постановлению на одном предприятии для оценки разных объектов могли применяться различные методы. Затем с учетом полученных величин полной восстановительной стоимости определялась по проценту износа, имевшегося по данным бухгалтерского учета до переоценки, остаточная восстановительная стоимость основных фондов. Она отражала стоимость основных фондов необходимых для их замены с учетом накопленного износа.
Сроки проведения данной переоценки были определены достаточно жесткие: до 15 февраля 1996 года. На столь короткий срок повлиял закон о бюджете. Ведь переоценка повлияла на налогооблагаемую базу, а она занимает существенное место в системе национальных счетов. Многие предприятия не уложились в сроки проведения переоценки, и были вынуждены провести переоценку с применением индексного метода, но в течение 1996 г произвели работы по определению восстановительной стоимости с применением прямого пересчета.
Следующая переоценка основных фондов была проведена в 1997 году.
Основанием для проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г являлось постановление Правительства РФ от 7.12.1996г № 1442 «О переоценке основных фондов в 1997 г» . Во исполнение данного постановления были приняты нормативные документы, конкретизирующие порядок проведения переоценки :
- Письмо Госкомстата России № 24-1-20/2861 от 15.12.1996 г;
- порядок, утвержденный Госкомстатом РФ, Министерством Экономики РФ, Министерством Финансов РФ от 18.02.97г за № ВД-1-24-/336;
- письмо Госкомстата от 21.01.97г № 21-07
Согласно данному постановлению переоценка основных фондов проводилась по состоянию на 01.01.97г (т.е. исходя из уровня цен на эту дату) и осуществлялась в течение всего 1997г.
Для многих предприятий проведение переоценки в течение реального периода времени стало практически единственным способом повышения рентабельности производимой продукции, структура себестоимости которой искажена непомерно большим удельным весом амортизационных отчислений, исчисляемых от завышенной балансовой стоимости основных фондов, и, следовательно, одним из немногих шансов на стабилизацию финансового положения.
Результаты данной переоценки на 01.01.97г не учитывались при исчислении налога на имущество и начислении амортизации в 1997 году.
Переоценке подлежали находящиеся в собственности предприятия сооружения, машины, оборудование. Здания, транспортные средства, и др. виды основных фондов.
Как показал обзор прессы при проведении переоценки не мало проблем возникало с определением термина «основные фонды», который по своему содержанию шире понятия «основные средства». Во избежание ошибок многие руководствовались Общероссийским классификатором основных фондов, введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.94г № 359. В соответствии с которым основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее 1 года, для производства товаров, оказания услуг. При этом основные фонды подразделяются на материальные основные фонды (основные средства) и нематериальные основные фонды (нематериальные активы).
Переоценка основных фондов по состоянию на 01.01.97г по усмотрению предприятия проводилась либо путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов; либо путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на 01.01.97г; либо комбинированным методом. Система индексов стала более гибкой, она содержала увеличенное в сравнении с предшествующей переоценкой количество групп машин и оборудования, транспортных средств, учитывала в определенной мере территориальную дифференциацию изменения цен на строительство, более низкие темпы роста цен на морально устаревшие объекты. Для переоценки основных фондов, приобретенных по импорту за твердую валюту, применялись индексы, рассчитанные на основе изменения курса рубля по отношению к доллару за 1996 год.