Результаты проведения переоценки в период с 1992 по 1997 года
Постановлением Правительства было предусмотрено, что все предприятия и организации РФ независимо от форм собственности были обязаны провести (по состоянию на 1 июля 1992 г.) переоценку основных фондов. При этом имущество предприятий, в т.ч. негосударственных, Правительство рассматривало как основные фонды РФ. В данном случае Правительство выступало в качестве субъекта собственности всех основных фондов, размещенных на территории РФ.
Правительство, осуществляя своим решением переоценку основных фондов, оказывало тем самым влияние на обязательства государственных предприятий перед бюджетом по налогам, перед партнерами в связи изменениями уровня цен, перед арендаторами по размеру арендной платы и т.д. Иначе говоря, своим решением Правительство формировало дополнительные обязательства государственных предприятий, по которым оно само и его органы не несли никакой ответственности. Это противоречило действующему законодательству.
Такая переоценка основных фондов предприятий и организаций негосударственных секторов экономики, совместных предприятий и других, не имела правовой базы. В условиях административно – командной системы и государственной монополии во всех сферах периодически государство в директивном порядке осуществляло переоценку основных фондов. Такая мера и такой подход соответствовали экономической системе централизованного управления всеми экономическими процессами.
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 1994 г № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов» все предприятия РФ независимо от форм собственности и виде деятельности были обязаны осуществить по состоянию на 1 января 1995 года переоценку основных фондов путем индексации. А также согласно письму Министерства Финансов РФ от 19.09.94г № 126 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с применением механизма ускоренной амортизации и переоценкой основных фондов"»по состоянию на 01.01.95г проводилась переоценка одним из двух способов :
- используя индексы изменения стоимости основных фондов, для определения их восстановительной стоимости;
- путем прямого пересчета их балансовой стоимости.
При переоценке на 01.01.95г при любом методе ее проведения степень износа каждого переоцениваемого объекта не должна была меняться по сравнению с существовавшими до переоценки. Степень износа основных фондов в целом по предприятию в ходе переоценки снизиться не могла. Теоретически она могла в ходе переоценки остаться на прежнем уровне, но чаще всего степень износа увеличивалась. Это связано с тем, что в процессе перехода от смешанной оценки к оценке в ценах одного уровня, старые изношенные основные фонды, числящиеся на балансе по сравнительно низкой цене, переоценивались по относительно большим коэффициентам, и их доля в общей восстановительной стоимости закономерно увеличивалась, а доля новых мало изношенных фондов соответственно сокращалась.
Результаты проведенной переоценки основных фондов были отражены в балансе предприятия по состоянию на 1 апреля 1995г.
Следующая переоценка, но в более широком масштабе была проведена согласно постановлению Правительства № 1148, от 25 ноября 1995г, «О переоценке основных фондов по состоянию на 01.01.96г.»
В соответствии с вышеуказанным постановлением переоценке подлежали находящиеся на балансе организации здания, сооружения, машины, транспортные средства и др. виды основных фондов. Также в данном постановлении была провозглашена цель : это создание экономических условий и формирование инвестиционных ресурсов для активного обновления основных фондов.
Важность проведения переоценки основных фондов была очевидна. При продолжающимся спаде производства и ужесточении налогового бремени оценка основных фондов по рыночной стоимости являлась благоприятным фактором, который позволил снять в какой-то степени социально-экономическую напряженность в РФ.
В период данной переоценки организациям было предоставлено право осуществить переоценку основных фондов по коэффициентам пересчета и путем экспертного заключения о рыночной стоимости основных фондов.
Все предшествующие переоценки были по существу не рыночными. Во многих случаях имел место просто прямой пересчет. Однако механическое использование коэффициентов приводило к серьезному ухудшению финансово-экономического состояния предприятия, а так же приводило к заметным отклонениям от реальной восстановительной стоимости основных фондов. Когда предприятие начинало механически умножать балансовую стоимость своих основных фондов на предложенные коэффициенты, оно могло оказаться в «ловушке» завышенной амортизации и завышенного налога на имущество. Естественно в завышении балансовой стоимости имущества были заинтересованы налоговые органы. От налога на имущество невозможно уйти, налоговым инспекциям взимать его было очень легко, и они, конечно же, были заинтересованы в его увеличении. Переоценка это не всегда рост. Нужна именно реальная рыночная восстановительная стоимость. В данной переоценке была заложена возможность снизить балансовую стоимость.