География основных железнодорожных магистралей.
На территории Украины функционируют шесть основных железнодорожных магистралей, объединенных государственным департаментом “Укрзалiзниця”: Юго-Западная (управление в Киеве), Донецкая (Донецк), Приднепровская (Днепропетровск), Южная (Харьков), Львовская (Львов), Одесская (Одесса). (Прил.2, рис. 1).
Донецкая железная дорога.
Донецкая железная дорога (Прил.2, рис .2) занимает крайний юго-восток Донецко-Приднепровского промышленного района, охватывая наиболее индустриально развитую его часть – Донбасс (значительную часть территории Донецкой и Луганской обл.). Эксплуатационная длина дороги 2.9 тыс.км.
Сеть рельсовых путей Донбасса одна из старейших в стране. Главные ее магистрали были построены еще в прошлом веке. В советское время происходило завершение формирования этой сети. Основной каркас железнодорожной сети дороги представляет собой густую решетку сильно загруженных широтных и меридиональных линий, имеющих многочисленные примыкания подъездных путей промышленных предприятий – угольных шахт, тепловых электростанций, металлургических комбинатов, химических и машиностроительных заводов, предприятий строительной индустрии. На подъездных путях осуществляется более 4/5 всей погрузки дороги. На территории, обслуживаемой Донецкой дорогой, нет пункта, удаленного от железнодорожных станций на расстоянии более 25 км.
Высокий уровень промышленного развития района тяготения дороги предопределил высокую грузонапряженность ее основных направлений, которая в 5-6 раз выше среднесетевой. К настоящему времени все эти направления переведены на электрическую тягу, что позволяет им успешно справляться с большими групотоками.
Наиболее грузонапряженный участок Донецкой дороги Дебальцево-Ясиноватая-Чаплино является частью электрифицированной магистрали, соединяющей Донбасс с Приднепровьем, центральными и западными районами Украины. Другое важное направление – меридиональное, идущее от Харькова на Красный Лиман-Горловку-Криничное-Иловайское и далее на Марцево (Таганрог) и Ростов-на-Дону. По этим двум хорошо технически оснащенным линиям проходит почти половина всех внешних и транзитных грузовых связей дороги. В районе тяготения этих главных магистралей Донбасса находятся такие промышленные центры, как Донецк, Макеевка, Горловка и Енакиево.
Значительная часть грузов идет на восток по направлениям от Дебальцева на Попасную, Луганск и Должанскую. В районе тяготения этих линий расположены промышленны промышленные цетры Восточного Донбасса – Луганск, Алчевск, Лисичанск и Северодонецк.
На юг от Донецка отходит тупиковая линия на крупный промышленный центр Приазовья – Мариуполь. Морской порт Мариуполя – единственный в пределах Донецкой дороги. Однако из-за сравнительно небольших глубин Азовского моря значение его в перевозках невелико. Главные виды грузов, следующие через порт с железной дороги, - каменный уголь и черные металлы.
Отходящая к северу от Донецка линия на Харьков и Полтаву обслуживает Константиновку, Краматорск и Славянск – центры машиностроения и химической промышленности.
Отправление грузов станциями Донецкой дороги превышает их прибытие. В структуре отправления грузов 53% приходится на долю каменного угля, половина которого перевозится в пределах дороги на электростанции и коксохимические заводы Донбасса. Треть отправляемых черных металлов также оседает в пределах дороги, 2/3 вывозят на станции других дорог. Донецкая дорога – крупный отправитель и получатель строительных материалов и известняка для металлургической промышленности. По объему ввозимой железной руды дорога занимает первое место среди всех дорог страны. Она получает железную руду в основном из Криворожья.
В пределах дороги имеется около 30 станций, размеры погрузки каменного угля которых превышают 2 млрд.т. Среди них Кальмиус, Чумаково, Рутченково, Мандрыкино (в Донецкой области), Красный Луч и Краснодон (в Луганской области). По отправлению черных металлов выделяются станции Сартана (Мариуполь), Ясиноватая и Алчевск, обслуживающие крупнейшие металлургические комбинаты Донбасса. Минеральные строительные материалы и известняк для металлургического производства отправляют станции Каракуба (известняк), Часов Яр (огнеупорные глины и доломиты), Еленкова (известняк), Амвросиевка (цемент), Красный Лиман (строительные материалы). Значительное количество каменного угля ввозит Мариупольский железнодорожный узел, станции Донецко-Макеевского узла, а железную руду – Сартана, Ясиноватая, Донецк, Енакиево, и Алчевск, обслуживающие центры черно металлургии. Сартана – крупнейший в Донбассе получатель черных металлов. Строительные грузы в большом количестве получают станции, обслуживающие промышленные центры Донбасса, - Донецк, Мариуполь, Макеевка и Луганск.
По суммарной работе станции (отправление вместе с прибытием грузов) наиболее крупными железнодорожными узлами Донецкой дороги являются Мариуполь, Донецко-Макеевский, Алчевск и Енакиевский.
Доля транзита в структуре перевозок дороги не превышает ¼, однако, учитывая общий объем перевозок дороги, абсолютные размеры транзита через Донбасс значительны. К числу основных транзитных грузов относятся черные металлы, машины и промышленное оборудование, нефтепродукты, хлеб и лес.