Целевая программа поддержки предпринимательства.
Важной составной частью государственной системы регулирования предпринимательства является создание условий для ее юридической защищенности в федеральных и региональных целевых программах.
При рассмотрении возможных подходов к разработке целевой программы необходимо учитывать следующие моменты. Существуют два основных подхода к планированию: 1) «от прошлого к будущему» (экстраполяционное и долгосрочное планирование); 2) «от будущего к настоящему» (стратегическое планирование).
Первый подход используется главным образом в тех случаях, когда планирование применяется для процессов и объектов, находящихся в относительно стабилизированном состоянии.
Второй подход более эффективен при значительных объемах работ организационного характера, для коренной реорганизации в какой-либо сфере, существенного обновления или создания нового производства, при наличии процессов и объектов, отличающихся повышенной степенью неопределенности. Признаки, свойственные второму подходу, в полной мере соответствуют особенностям ситуации и проблематике защиты предпринимательства. В данном случае при составлении целевой программы-защиты предпринимательства наиболее приемлемым представляется именно стратегическое планирование.
Основные требования, предъявляемые к целевой программе защиты предпринимательства, заключаются в следующем: соответствие общей концепции развития рыночных отношений в России; приоритет особенностей России, учет мирового опыта в данной сфере; комплексность программы, сбалансированность и взаимоувязанность позиций, предусматриваемых в различных разделах программы; полнота программы – она должна включать все необходимое для решения поставленных задач; реалистичность планируемых мер и мероприятий; наличие этапности проводимых работ; постановка конкретных задач перед министерствами и ведомствами; ориентация на существующую практику составления и реализации целевых программ.
В целевой программе определены, задачи, приоритеты, состав и порядок осуществления мероприятий, направленных на создание условий защищенности предпринимательства; при этом нормативно-правовую базу, определяющую постановку задачи защиты предпринимательства, отражаемую в программе, составляют: Гражданский кодекс РФ; Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»; Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» (от 5 декабря 1993 г. № 2096); Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (от 4 апреля 1992 г. № 361); Указ Президента РФ «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (от 20 января 1994 г. № 170); Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» (от 14 июня 1994 г. № 1226); Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 446, принято 11 мая 1993 г.); Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ; Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ (основные направления и первоочередные меры).
Главной целью программы поддержки предпринимательства следует, считать повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических лиц и социальных организаций.