Целевая программа поддержки предпринимательства.
Формирование законодательной базы экономической реформы в России в настоящее время идет довольно активно. Особенно большую роль в этом процессе играют Указы Президента.
Вместе с тем большое количество нормативных актов, регулирующих различные стороны деятельности российского предпринимательства на современном этапе развития рыночных отношений, уже не решает всех стоящих перед данным сектором экономики вопросов. Нужны не только нормы-рамки, но и нормы-стимулы.
Проблема стала гораздо шире и состоит из целого ряда аспектов, среди которых, в качестве основных необходимо выделить следующие.
1. Проблема роли и места государства в регулировании предпринимательства в России является многоплановой. В настоящее время прежде всего следует отметить, что термин «государственное регулирование»[1] уже не отражает всех сторон, которые необходимо решать государству в процессе формирования рыночной экономики.
На современном этапе вопрос должен ставиться шире – о государственной системе поддержки предпринимательства в Российской Федерации. Данная система складывается из трех основных аспектов: теоретического, правового и организационного.
2. Теоретическая сторона проблемы заключается прежде всего в разработке современной концепции государственной системы поддержки предпринимательства. Эта концепция напрямую зависит от общего подхода к формированию рыночной экономики в государстве. И, как показало проведенное изучение историй развития предпринимательства в России, роль государства в развитии предпринимательства, особенно при смене экономических укладов, зачастую является решающей.
В настоящее время в России рыночная экономика является целью, однако методы движения к ней разными группами экономистов и политиков предлагаются различные. Такая ситуация сложилась с самого начала реформ. Например, различное (противоположное) отношение к уже прошедшей свою основную часть приватизации, которая, меняя формы собственности, должна была стать одной из основных опор развития предпринимательства.
Ряд экономистов и политических деятелей – сторонников приватизации – считают, что, хотя первый этап приватизации был не особенно удачным, альтернативы не было[2]; другие считают, что получилась пародия на народную приватизацию, это была, скорее, номенклатурная приватизация: экономическая власть по-прежнему у тех, у кого она была и раньше, у прежней управленческой элиты. Вся конструкция этой приватизации напоминает айсберг: небольшая видимая часть (ваучеры, акционирование) лишь обеспечила действительно беспрецедентное по масштабам перераспределение собственности от ослабевшего государства к его бывшим и настоящим функционерам[3].
Вопрос о роли предпринимательства в рыночной экономике внешне не имеет таких резко противоположных мнений. Все основные группы экономистов признают, что предпринимательство – ядро рыночной экономики. Однако такая общая предпосылка, далеко не соответствует реальным действиям государства. Проведенный нами анализ показывает, что в настоящее время государство, несмотря на большое количество проводимых мероприятий и принимаемых нормативных документов, не имеет современной, оптимальной концепции развития и поддержки предпринимательства в России[4].
В свою очередь отсутствие перспективной концепции не позволяет разработать и комплекс мероприятий по государственной системе поддержки предпринимательства, в том числе малого и среднего.
3. Правовой аспект системы поддержки предпринимательства в России, если рассмотреть прежде всего его количественную сторону, развивается довольно активно. Количество нормативных актов, изданных даже за последние пять лет, трудно поддается простому перечислению. Одновременно их анализ показывает, что группа нормативных документов, регулирующих основные правила предпринимательской деятельности, получила, как отмечалось выше в данной главе, логическое завершение после принятия второй части Гражданского кодекса РФ.