Новые направления в сфере электронных услуг
При создании электронных торговых центров под одной крышей не учли, что в Интернете имеется возможность легко и мгновенно переключиться с одной страницы на другую и группировка разнородных вещей на одном сервере теряет смысл В отличие, скажем, от реальных торговых центров, где объединение под одной крышей обусловлено экономией на торговых издержках, времен и т п.
Оказалось, что принципиально более важным для Интернета является общность интересов покупателей. Это в известном смысле «точки кристаллизации», или центры притяжения сообществ потребителей. По этой причине серверы многих передовых фирм (IBM, Microsoft и др. ) поддерживают бесплатные дискуссионные форумы, на базе которых и формируются сообщества по интересам. Понятно, что тогда и предложения о продаже падают на действительно подготовленную почву.
Одним из последних изобретений в данной области стал «портал» — объединение на базе мощного поискового сервера целого комплекса бесплатных услуг (электронной почты, web- страниц и др.). Это делается с одной целью — создать свое сообщество пользователей (community) и захватить, тем самым, долю рекламного рынка, которая становится все дороже и дороже.
По этому пути шли крупнейшие поисковые системы Yahoo и Lycos. Убедительным доказательством перспективности и прибыльности данного подхода стал многократный рост капитализации этих компании в течение только последнего года до 5,5 и 1,1 млрд. долларов соответственно.
Собственно, их капиталом являются не материальные ценности, не технологии, а нечто новое и специфическое — интерес общества, то есть внимание потребителей, которых им удалось привлечь и удержать. «Порталы» превратились в своего рода современный вид недвижимости.
Огромное значение в развитии порталов играет реклама. Реклама в Интернете имеет три особых преимущества:
1) активное взаимодействие с аудиторией, то есть получение обратной связи от потребителя с помощью того же средства передачи информации;
2) возможность точного и легкого подсчета числа обращений к рекламному объявлению, а значит, четкой фокусировки на определенной аудитории и тем самым снижения затрат;
3) возможность предоставить сколь угодно детальную информацию о продукте.
Именно возможность «четкой фокусировки» на определенную группу потребителей есть принципиально новое качественное преимущество электронного рынка. Крупнейший в мире виртуальный книжный магазин Amazon.com платит 8—10% комиссионных от продажи книги обладателю сервера, специализированного на какой-то предметной области знания и помещающего рекламную ссылку (баннер). С помощью этой ссылки потенциальный покупатель сразу попадает в узкую предметную область магазина Amazon.com, соответствующую его интересам (профилю сервера, на котором помещается ссылка). Ему предлагается список литературы в точности по тому вопросу, на котором сфокусировано его внимание. В этом залог успеха. Ключевым параметром становится так называемый трафик — число обращений к серверу, рекламному объявлению и т.п. Это и есть капитал — аудитория, готовая к восприятию рекламы. Парадокс электронного рынка заключается в том, что трафик нельзя купить за деньги. Это непривычная ситуация с точки зрения обычного бизнеса. Можно, например, купить магазин на бойком месте в центре города и быть уверенным в высокой посещаемости. Здесь совсем не так. Для разработки сервера можно привлечь лучших дизайнеров, купить лучшее оборудование, но парадокс в том, что и это не гарантирует высокий трафик. В большей степени, чем ранее требуется интеллектуальный вклад и нечто, способное удивить, задержать внимание избалованной и перегруженной информацией аудитории.