Бизнес инкубаторы в инвестиционных проектах
Вложения в начинающее предприятие являются особенно рискованными. На данный момент этот вид финансирования составляет 17% от всех венчурных капиталовложений в Соединенных Штатах и Европе. Сжатые сроки инвестирования почти не оставляют времени на оценку. Особенно если речь идет о проекте, который должен занять свободную рыночную нишу. Часто некогда даже провести более или менее детальные маркетинговые исследования. Понятно, что в такой ситуации инвестор должен найти новый способ застраховать свои вложения. Ответ был найден самой стихией новой экономики — это бизнес инкубация. Как и венчурный капитал бизнес инкубаторы для Интернет - компаний – изначально американское явление. Несмотря на то, что по явились они еще в 1996, всемирное признание они получили в прошлом году. Еще в середине 1999 года в Европе не было ни одного сколько-нибудь крупного интернет инкубатора, а к декабрю их насчитывалось уже около 100. Причем масштаб привлеченных отдельными европейскими инкубаторами средств был в среднем не ниже, чем в Америке.
Идея инкубаторов является логическим продолжением той тактики, которой стали придерживаться венчурные инвесторы в последние годы. Тактика заключается в формировании целого портфеля разных проектов, чтобы застраховаться на случай провала одного и даже нескольких. Если компания набирает портфель из десяти проектов, то почему бы не создать для них всех общую базу — материальную, юридическую, финансовую? Надо купить или арендовать здание, оборудовать его компьютерами и доступом в Сеть, создать бухгалтерию, обеспечить юридическую поддержку, необходимую молодым фирмам. Вот перечень того, что предоставляет новому предприятию серьезный бизнес инкубатор: это помещение, оборудование, Web-хостинг, бухгалтерия, финансовое планирование. юридическая поддержка, системное администрирование, поиск инвестора, консультирование, подбор персонала. При этом в первую очередь инвестор страхует себя. Кроме того, сокращается часть первоначальных расходов на создание компании — аренду помещения, приобретение оборудования, что составляет, как правило, 10—20% первоначальных вложений. В значительной степени за счет предоставления готовой инфраструктуры можно уменьшить первоначальный штат проекта — не нужны бухгалтер, системный администратор, юридический консультант, инвестиционный консультант или финансовый директор. За счет этого удается сэкономить 20—30% фонда заработной платы, то есть 10—15% всех первоначальных вложений (исходя из того, что, как правило, оплата труда составляет до половины расходов в молодых фирмах). В общей сложности, в зависимости от конкретного проекта, инвестор сокращает свои первоначальные вложения на 20—40%. Очевидна выгода и для инвестируемых — можно пользоваться готовой инфраструктурой, но главное — финансовым и юридическим опытом инвестора. При хорошем уровне взаимопонимания обеспечивается столь необходимая молодым фирмам синергия инновационности и опыта. Крупный инкубатор, как правило, за год выводит на рынок 10—20 проектов, из которых действительно удачными будут 3—4.
Таким образом, проекту или компании не надо искать подходящего исполнительного директора, зачастую нужного лишь для того, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов. Сами руководители бизнес - инкубатора берут на себя эту роль. Кроме того, работая в инкубаторе, компании на начальном этапе своего существования могут полностью сосредоточиться на бизнесе, не отвлекаясь на организационные вопросы. Около 90% времени на начальном этапе предприниматель тратит на поиск инвестора, юридическую проработку контрактов и партнерских соглашений, регистрацию компании, организацию рабочих мест и решение то и дело возникающих технологических проблем. Таким образом, только 10% времени остается на собственно развитие продуктов и услуг, создание маркетинговой стратегии, то есть на все то, что является залогом успешного выхода на рынок.
Первый бизнес инкубатор для сетевых компаний, или интернет - инкубатор, — компания Idealab, основанная в Лос-Анджелесе в 1996 году. Однако Idealab работал исходя из идей основателя, под которые подыскивалась команда, проводилось исследование рынка и создавался бизнес-план. Остальные инкубаторы, возникшие позже, ищут и принимают проекты со стороны.
Такая стратегия, когда минимизируются возможные риски, позволяет привлекать очень масштабные средства под проекты, начинаемые с нуля. Конечно, пока эти средства на порядок ниже тех, которыми располагают интернет - фонды вроде Andersen Consulting, Softbank. Однако с учетом того, что инкубаторы финансируют идеи и проекты, которые еще даже не доросли до стадии молодых компаний, суммы, которыми они оперируют, вполне можно назвать серьезными. К примеру, летом 1999 года в течение двух месяцев новый американский инкубатор eCompanies привлек 130 миллионов долларов. С помощью инкубатора проект зачастую может получить больше средств, чем от обычных венчурных инвесторов. Это возможно благодаря наличию отлаженной и прозрачной системы взращивания компании, подкрепленной опытом управляющих. Как правило, проект пребывает в интернет - инкубаторе в течение нескольких месяцев — пока не заработает первые деньги или не покажет рост клиентской базы. Обычно инкубационный срок составляет 5—6 месяцев, иногда меньше. На какой объем инвестиций может рассчитывать проект, обратившийся в инкубатор — однозначно ответить трудно. Ведущие американские интернет - инкубаторы вкладывают по несколько миллионов долларов в понравившиеся им проекты. Например, eCompanies распределила 130 миллионов между семью новыми предприятиями.