Предложения по повышению эффективности механизма регулирования деятельности малых предприятий.
Согласно материалам Областной программы «Государственная поддержка МП в Новосибирской области на 1998 год», приоритетными направлениями развития малого бизнеса в НСО являются:
- производство ТНП;
- производство и переработка с\х продукции;
- производство лекарственных препаратов и медицинской техники;
- оказание социально-бытовых услуг населению;
- строительство объектов жилищного назначения;
- научная и инновационная деятельность.
Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.
В соответствии с этим должны формироваться приоритеты власти в отношении поддержки производства на территории области (города).
Видятся следующие приоритеты:
1. Приоритет производственного сектора экономики по отношению к торгово-посредническому.
2. Приоритет устойчивых и развивающихся предприятий над «мертвыми».
3. Приоритет создания новых производств на базе старых и нерентабельных предприятий.
4. Приоритет наукоемких и высокотехнологических производств, задействующих научно-техническую базу области.
5. Приоритет гарантий инвестиционных вложений как отечественных, так и зарубежных.
6. Приоритет социальных задач производства над узко-фискальными целями.
К видам и формам поддержки малых предприятий-производителей автор относит:
А) организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
§ Все действующие предприятия-производители должны быть разбиты на ряд категорий в соответствии с :
-основным родом деятельности (с\х перерабатывающие, промышленные перерабатывающие, промышленного производства, высокотехнологичные, наукоемкие и т.д.);
- их экономическим положением, на основе анализа динамики развития за последнее время (перспективные, среднеперспективные, малоперспективные, неперспективные);
§ Категории предприятий должны отражать степень их приоритетности в оказании тех или иных видов поддержки. Каждой категории должны соответствовать определенные виды поддержки. Виды поддержки должны делиться на 3 группы:
- общие (для всех без исключения производственных предприятий);
- категориальные (для установленных категорий предприятий);
- индивидуальные (для отдельных предприятий в данной категории).
§ Предприятие может пользоваться только одним видом индивидуальной поддержки.
§ Оказываемая поддержка должна вести к расширению доходной базы местного бюджета и не носить благотворительный характер. Ни один вид поддержки (помимо тех, которые установлены для всех без исключения производственных предприятий или для целой категории предприятий) не должен выдаваться иначе как на строго определенный срок и на возвратной основе.
Б) Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:
§ Поддержку существующих прозводств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки.
* Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.