Проблемы МП на разных стадиях развития.
В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как::
-значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
-создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
-ускорить научно-технический прогресс;
-составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.
Но, как выяснилось на депутатских слушаниях Новосибирского Областного Совета по теме "Роль малых предприятий. Меры по их развитию", проведенных в мае 1998 года, представители администрации и сами предприниматели имеют по некоторым вопросам противоположные точки зрения. Оказалось, что местные властные структуры имеют весьма нечеткое представление о том, какими именно видами поддержки заниматься, на выполнении каких именно функций специализироваться.
Для того чтобы комплексы мер по поддержке МП были реальной помощью предпринимателям, необходима точная информация о наиболее важных проблемах в малом бизнесе вообще и на разных этапах его развития. Причем эта информация должна максимально отражать мнения и пожелания самих предпринимателей. Это и должно помочь местным властям концентрировать внимание на самых серьезных моментах, более всего волнующих предпринимателей и вследствие этого мобилизовать все ресурсы для постоянной и полноценной помощи малому бизнесу.
Автором было проведено анкетирование руководителей малых предприятий г. Новосибирска, которые присутствовали на семинаре «Проблемы малого предпринимательства в НСО», проведенном в Новосибирском Областном Совете 18.03.99. Предпринимателям предлагалось заполнить анкету, построенную автором на базе анкеты, результаты которой были опубликованы в журнале «Предпринимательство в России» №2, 1997г. Анкетирование позволило собрать такие данные, как::
- оценка предпринимателями деятельности местных властей;
- оценка реальной поддержки МП со стороны властей;
- выделить наиболее важные проблемы предпринимателей, в том числе на каждой стадии развития;
- получить информацию о том, что именно предприниматели ждут от местных властных структур;
Анкету заполнили 24 руководителя малых предприятий, чьи фирмы находились в следующих сферах деятельности:
Торговля – 5 респондентов (20,8%),
Производство – 5 респондентов (20,8%),
Оказание социально-бытовых услуг населению – 3 респондента (12,5%),
Научно-техническая сфера – 4 респондента (16,6%),
Образование – 3 респондента (12,5%),
Медицинское обслуживание – 2 респондента (8,3%),
Автоуслуги – 2 респондента (8,3%).
На день заполнения анкеты данные предприятия находились на следующих стадиях развития:
Стадия организации предприятия – 5 респондентов (20,8%),
Стадия старта деятельности – 10 респондентов (41,6%),
Стадия развития и становления предприятия – 9 респондентов (37,5%);
По мнению опрашиваемых, помощь властных структур в первую очередь необходима в решении следующих проблем:
Чрезмерно высокие налоги – 22 респондента (91,6%),
Несовершенство законодательства – 24 респондента (100%),
Отсутствие финансовой поддержки со стороны властей – 16 респондентов (66,6%),
Невозможность получения кредитов и займов – 11 респондентов (45,8%),
Недостаточность деловой информации – 16 респондентов ( 66,6%),
Приобретение дополнительных профессиональных знаний – 17 респондентов (70,8%),
На первое место по значимости были поставлены следующие проблемы:
Несовершенство законодательства – 24 респондента (100%),
Несовершенство налоговой системы – 24 респондента (100%),
Несовершенство финансово-кредитной системы – 20 респондентов (83,3%),
Безопасность деятельности предприятия – 17 респондентов ( 70,8%),
Основными проблемами, с которыми предприниматели сталкиваются на стадии организации предприятия, являются
Поиск свободной ниши на рынке – 6 респондентов (25%),
Поиск партнеров – 3 респондента (12,5%),
Недостаточность стартового капитала – 11 респондентов (45,8%),
Сложность процесса регистрации предприятия – 16 респондентов (66,6%),