Значение Положения о составе затрат и динамика его развития
Правильное исчисление налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость непосредственно зависит от точного определения состава затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). В то же время необходимо учитывать, что к системе нормативного регулирования вопросов формирования себестоимости относятся несколько сотен документов, имеющих как отраслевое, так и межотраслевое значение. Однако главным нормативным актом среди них, без сомнения, является Положение о составе затрат.
В первоначальной редакции Положение о составе затрат действовало до 1 января 1995 года. Особенностью данного документа в период 1992-1994 гг. было то, что им были установлены достаточно жесткие рамки затрат, которые следовало относить на себестоимость. Это выражалось, прежде всего, присутствием в нем положений, таким документам несвойственных. Например, в нем давалось определение нематериальным активам, хотя данный вопрос регулируется иной ветвью законодательства, определяющей порядок ведения бухучета. Еще одной особенностью данного документа являлось и то обстоятельство, что предприятию предписывалось относить на себестоимость продукции затраты в пределах установленных лимитов, а сверх лимитов покрывать за счет своей чистой прибыли.
Все вышеизложенное приводило к попыткам налогоплательщика обойти жесткие рамки путем тотального наращивания себестоимости продукции. С точки зрения функционирования экономики в условиях, приближенных к рыночным, подобная регламентация себестоимости является экономически абсурдной, поскольку не соответствует одному из основных ее принципов – получению максимально возможной прибыли.
Государство, в свою очередь, противодействовало этим попыткам. В качестве одной из мер в данный период был налог на превышение фонда оплаты труда сверх нормативно установленного уровня.
Однако 1 июля 1995 г. Правительство РФ приняло Постановление № 661 “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Принятие указанного постановления фактически означало, что с 1 января 1995 года изменились экономические условия хозяйственной деятельности предприятия в части порядка формировании себестоимости. Государство отказалось от ненужной и несвойственной ему роли – контроль за тем, как предприятие формирует фактическую себестоимость – и сосредоточило свой интерес в основном на фискальном аспекте отношений – максимально возможном взимании налога в рамках нормативно установленных условий.
Если Положение о составе затрат в прежней редакции не делало различий между фактической себестоимостью и себестоимостью в целях налогообложения, то в новой редакции этим понятием придали значение самостоятельных и имеющих конкретное экономическое содержание.
В настоящее время для налогообложения не имеет практического значения, какой объем затрат предприятие отнесет на фактическую себестоимость. Для налогообложения принципиальное значение имеет правильное определение “налоговой себестоимости”, то есть себестоимости, которая является одной из составляющих при расчете налогооблагаемой прибыли. Даже в том случае, если предприятие отнесет на фактическую себестоимость расходы, имеющие характер капитальных вложений, но не будет учитывать данные расходы при определении налоговой себестоимости, занижения налогооблагаемой прибыли не произойдет. Более того, пострадавшей стороной в этом случае будет предприятие, поскольку оно лишиться права воспользоваться налоговой льготой по капитальным вложениям.