Вскрытие месторождения.
Вскрытие месторождения блочного камня осуществляется системой наклонных капитальных траншей, расположенных различно в зависимости от условий залегания полезного ископаемого и назначения указанных траншей.
В связи с длительным сроком эксплуатации траншей, при определении её ширины учтены нармы проектирования, предусмотренные при строительстве постоянных автомобильных дорог для промышленных предприятий. При угле откоса борта капитальных траншей 350, ширина её по низу, принятая из условия проезда автосамосвала КрАЗ – 256Б или размещения экскаватора ЭО-5124, должна составлять 22,5 метров.
Углы откосов траншей не должны превышать углов естественного откоса пород, слагающих борта траншей.
Продольный уклон капитальных траншей при автомобильном транспорте принимается равным: 8‰ при транспортировке одиночными машинами; до 4‰ при транспортировке автомашинами с прицепом.
Высота вскрышного уступа принимается в зависимости от характера разрабатываемых пород и рабочих параметров применяемого оборудования. Разработка скальных пород вскрыши при незначительной мощности коры выветривания до 1 метра (средняя мощность покрывающих скальных пород составляет 0,15 метров) производится совместно с добычей блоков, без выделения специального вскрышного уступа.
До начала вскрытия месторождения с площади, на которой намечается проходка разрезной траншеи, снимается почвенно-растительный слой в объёме 2000 м3. Срезка и складирование в отвал производится бульдозером мощностью 130 л. сил. Дальность перемещения грунта составляет 40 метров. Погрузка производится одноковшовым экскаватором ЭО- 5124 на автосамосвалы КрАЗ - 256Б.
Транспортирование почвенно-растительного слоя производится на расстояние 1 км от места проходки разрезной траншеи.
Во время проходки вскрывающих выработок обеспечивается постоянный водоотлив из забоя.
После окончания проходки траншей создаётся первоначальная рабочая площадка на первом добычном горизонте +190 м, размером 60´60 метров.
Принятый вариант вскрытия имеет следующие преимущества:
- снижение потерь полезного ископаемого за счёт проходки вскрывающих выработок за пределами контура балансовых запасов;
- ожидается прирост запасов (попутная добыча) от привлечения возможных забалансовых запасов;
- снижение затрат на строительство подъездной автодороги к карьеру.
Основными недостатками этого варианта является увеличение объёмов вскрышных работ (горнокапитальной вскрыши) за счёт вынесения вскрывающих выработок за контуры запасов, а также увеличения мощностей вскрышных пород по сравнению с другими вариантами.