Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 - основа для составления учетной политики предприятия.

Руководствуясь новым Положением, главный бухгалтер, видимо, должен в совершенстве владеть методологией и инструментарием прогнозных расчетов экономических и налоговых последствий отдельных элементов учетной политики.

Что касается изменений в учетной политике, то если в ПБУ 1/94 изменениям в учетной политике был посвящен один пункт, то в новом ПБУ 1 /98 — целый раздел. Нововведением, не имевшим ранее аналогов в российском учете, следует признать п. 21 и 22 нового Положения.

Если следовать требованию корректировки бухгалтерской отчетности предыдущего года (входящих остатков по балансу отчетного года] в соответствии с изменением учетной политики в отчетном году без внесения соответствующих записей в бухгалтерские регистры, это может привести к существенному расхождению данных учета (Главной книги] и отчетности (баланса). Последствия подобного расхождения пока невозможно оценить, однако можно предположить, что контролирующие органы такого расхождения не поймут.

Видимо, именно возможное расхождение данных учета и отчетности при изменении учетной политики вынудило разработчиков Положений (стандартов] российского учета исключить из нового Положения по ведению бухгалтерского учета, вступившего в силу, как и ПБУ 1/98, с 1 января 1999 г., требование идентичности данных учета и отчетности.

В пункте 35 прежнего Положения о бухгалтерском учете содержались подобные требования: «Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить».

Впервые в практике учета филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Аналогичная норма содержится в Положении по ведению бухгалтерского учета, где для филиалов и представительств иностранных организаций предусмотрена возможность вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Подобное расширение прав филиалов и представительств иностранных юридических лиц может иметь определенные (пока труднопрогнозируемые) последствия.

Во-первых, руководитель (глава представительства) и главный бухгалтер должны быть хорошо знакомы как с правилами ведения бухгалтерского учета в стране нахождения иностранной организации, так и с международными стандартами финансовой отчетности.

Во-вторых, сложно представить себе реакцию проверяющих представительства налоговых инспекторов, наверняка не знакомых с правилами ведения бухгалтерского учета всех иностранных государств. Мало вероятно, что контролирующие органы хорошо разбираются в международных стандартах финансовой отчетности; они не смогут дать заключение о соответствии бухгалтерского учета в представительствах этим стандартам.

Более подробно порядок ведения бухгалтерского и налогового учета рассмотрен в Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

Так, согласно п. 3 этой Инструкции постоянные представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации ведут регистры бухгалтерского учета; журналы, Главную книгу, оборотные ведомости, кассовую книгу и другие как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Бухгалтерские регистры могут вестись и храниться за границей при условии, что они представляются по первому требованию налоговых органов в приемлемые сроки. По требованию налоговых органов должно также представляться описание учетной системы [учетная политика), включающее информацию, касающуюся:

порядка начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

оценки готовой продукции, производственных запасов и незавершенного производства;

бухгалтерских стандартов, Плана счетов и их кодов и др. Счета следует вести таким образом, чтобы декларации, ведомости, формы, предусмотренные названной Инструкцией, могли быть составлены в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством Российской Федерации и данной Инструкцией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню