Нормативное регулирование бухгалтерского учета.
В бухгалтерской отчетности организации раскрывается информация об аффилированных лицах в случаях, когда:
контролируется или оказывается значительное влияние на организацию, подготавливающую бухгалтерскую отчетность, другой организацией или физическим лицом;
организация, подготавливающая бухгалтерскую отчетность, контролирует или оказывает значительное влияние на другую организацию.
Особо необходимо остановиться на оценке роли Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий в практике ведения бухгалтерского учета организаций. План счетов бухгалтерского учета по своему статусу является нормативным документом, но по своей сути не является таковым.
При оценке счетов бухгалтерского учета необходимо, как правило, в обязательном порядке применять их коды, учитывая характер операций, следовать основным предписанным корреспонденциям по ним – это является правилом учета. Но нельзя использовать этот документ как обязательное руководство к действию в части отражения операций, предлагаемых по тексту каждого из бухгалтерских счетов.
Главным при использовании бухгалтерских счетов является характер операции, ее правовое решение, определяемые законодательством или иными документами правового характера, а также цели, поставленные перед администрацией организации собственниками.
Так, в плане счетов бухгалтерского учета по счету 26 «Общехозяйственные расходы» в пояснениях к его применению сказано, что «указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг) в порядке, регулируемом соответствующими нормативными актами».
Это означает, что организацией данная норма может применяться только в том случае, когда она предусмотрена отраслевыми указаниями по учету себестоимости продукции (работ, услуг). Если же таких указаний для организации определенных сфер деятельности нет, то и норма не должна применяться.
То есть план счетов бухгалтерского учета в системе нормативных документов необходимо все-таки рассматривать как документ третьего уровня, а не второго, что избавит организации от возможных ошибок при его применении.
Не умоляя значения нормативных документов, относящихся к документам первых трех уровней, необходимо остановиться на рассмотрение очень важных для организации документов четвертого уровня.
В странах с рыночной экономикой документы такого характера разрабатываются фирмами и определяют для всех входящих в них хозяйственных структур порядок ведения бухгалтерского учета, который в основной своей части составляет коммерческую тайну.
В нашей отечественной практике (в период существования СССР) такого рода документы разрабатывались для организаций общесоюзными и отраслевыми министерствами и ведомствами и были, с одной стороны, - обязательными к исполнению всеми предприятиями и организациями СССР, с другой стороны, - открытыми для всех пользователей этой информации.
В настоящее время организациям необходимо самостоятельно или с помощью профессиональных организаций разработать для индивидуального применения систему организации бухгалтерского учета, которая, базируясь на нормативных документах государственных органов и учитывая форму собственности и сферу деятельности данной организации, определяла бы порядок ведения бухгалтерского учета для данной организации.
Данная система должна включать в себя организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности, начиная с порядка документирования фактов хозяйственной деятельности и заканчивая порядком использования чистой прибыли и представления данных для отчета администрации организации перед собственниками по итогам деятельности за год.
Организации необходимо в своей системе бухгалтерского учета определиться с составом формируемой и раскрываемой информации, открытой для внешних пользователей и публикации, а также составляющей коммерческую тайну организации.