Проблемы малого предпринимательства
Национальный финансовый крах августа-98 резко ухудшил фактически все позиции МП. Они оказались вынужденными проявить чудеса выживаемости, а в значительной своей части просто свернуть дело: в сравнении с июлем 1998г. к середине 1999г. их число в стране, согласно данным Госкомитета России, сократилось с 837870 до 743339, т.е. на 11,3%. Это стало фактором падения занятости в МБ с 6098,0 тыс. человек до 5435,5 тыс., т.е. на 10,9%; другим фактором послужило сокращение штатов как естественное средство выживания МП.
Одно из направлений пост кризисной адаптации МБ – диверсификация его деятельности: каждое второе МП благодаря тому, что предприниматели с самого начала практиковали не менее двух основных видов деятельности. Из рисунка (приложение) следует, что максимальные возможности сочетания разных видов предпринимательской деятельности имеются в таких отраслях реального сектора, как розничная и оптовая торговля, промышленность и строительство; далее идут посредничество, бытовое обслуживание, научно-техническая деятельность, интеллектуальные услуги и консультирование.
Решающий для выживания МП момент – изменение уровня цен реализации товаров и услуг, процесс формирования которого минимально зависит от самих малых предприятий.
В результате мощных внешних влияний собственные реальные затраты на производство и реализацию товаров и услуг составляют в цене реализации всего 15,3% (смотреть рисунок, приложение). Это означает, что по сравнению с себестоимостью товара (услуги) цена его доставки потребителю возрастает в 6,5 раз, и действие экзогенных факторов роста издержек самого продавца составляет в среднем 550% без учета величины прибыли. Такое завышение цен реализации или, грубо говоря, «накрутка» является мощным тормозом роста товарооборота. Раскручивание ценовой «спирали» одновременно обескровливает и без того до предела сжатый платежеспособный покупательский спрос российского населения. Очевидно, что это невыгодно ни государству, ни МБ, ни, разумеется, заимодавцам, рискнувшим его кредитовать.
Очевидно также, что применительно к российскому МБ речь сегодня должна идти не о его рентабельности, а о том, как ослабить влияние на формирование уровня цен «побочных» факторов. Понятно, что многое здесь зависит от ценовой политики в центре, в регионах и на местах. Ответственные за эту политику государства должны, в частности, озаботиться тем, что проблема ценообразования на продукцию и услуги МБ усугубляется многослойным налогообложением, которое существенно дополняет долю «побочных» факторов. В общем, противоречия в области формирования цен производства и реализации продукции и услуг МП – непосредственная причина ухудшения финансового состояния этого сектора национальной экономики.
Задавшись целью системно охарактеризовать трудности, возникшие на пути развития МБ, можно с определенной долей условности подразделить соответствующие проблемы на четыре основные категории. Это проблемы, во-первых, организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п. Во-вторых,– материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий, и др. В-третьих, – финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых,–кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т.п.).
Всеобщая скудность средств требует тщательной проработки вопроса о финансовых источниках различных направлений и категорий институтов поддержки, создания для каждого из них неких модельных схем финансирования, в том числе с учетом условий различных регионов. Реальное положение подсказывает единственный выход: нужно искать внебюджетные ресурсы.
Кредитная необеспеченность МБ вынуждает его либо полностью уходить «в тень», либо уподобляться айсбергу, официально оформляя низко рентабельную деятельность в качестве прикрытия сверхприбыльного подпольного бизнеса. При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия кредитования, независимый МБ вынужден обращаться за ссудами под оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные вступать в сговор с последним банкиры в свою очередь оказываются работать с МБ, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим» МП предлагаются заведомо неприемлемые условия предоставления ссуд. Иными словами, выталкивают «сторонних» платежеспособных заемщиков «в тень» и практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных, подчас вместе с ними разоряясь.