Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Издержки: виды, особенности динамики издержек производства при росте объема производства.

Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что:

— по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможно­сти использования преимуществ специализации в производстве и управлении;

— на более крупных предприятиях может применяться высокопро­изводительное и дорогостоящее оборудование;

— больше возможностей для диверсификации деятельности, раз­вития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в чрезмерно крупной фирме:

— снижается эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями, фирма становится неповоротливой, теряется гибкость;

— затрудняется контроль за реализацией решений, принимаемых руководством фирмы;

— в отдельных подразделениях фирмы возникают локальные интересы, противоречащие интересам фирмы в целом;

— с ростом размеров увеличиваются издержки на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений, и т.п.

Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпускаемой продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли так называемой естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных моно­полий регулируется государством.

В некоторых отраслях кривые средних долгосрочных издержек, быстро снижаясь, затем достаточно долго остаются горизонтальными. На горизонтальном участке отдача от роста масштабов производства является постоянной и могут существовать и эффективно работать как мелкие, так и крупные фирмы. Примером могут служить предприятия по производству одежды, обуви, магазины.

В нашем примере оптимальным по размеру является предприятие, выпускающее 2000 булочек ежедневно. Если рыночный спрос превышает это количество, целесообразно создать новое предприятие, а не расширять уже работающее.

Анализ издержек фирмы в кратко- и долгосрочном периодах, приведенный выше, является необходимым, но недостаточным условием при планировании выпуска продукции на ближайшее время и на перспективу. Минимизация издержек – это не самоцель, а лишь средство повышения прибыли или сокращения убытков, а в конечном счете – обеспечения стабильности и устойчивости положения фирмы в рыночной экономике. На следующем этапе анализируются доходы фирмы, а также прибыли и убытки на различных временных интервалах.

Доход является функцией цены на производимую продукцию и объема производства. В некоторых случаях цена продукции – это внешний по отношению к фирме фактор, в других – фирма, основываясь на анализе потребительских предпочтений, сама определяет цену продукции. Поэтому анализ выбора фирмой объема производства, обеспечивающего ей максимальную прибыль или минимальные убытки, начинают с рассмотрения рыночных условий, с которыми сталкиваются отдельные фирмы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Меню