Выбор мер формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС)
Для повышения известности и установления имиджа ОАО «Комета» необходимо усиливать меры в области паблик рилэйшнз.
Еще одним аспектом оптимизации мер ФОССТИС является их соотнесение с объектами воздействия, которые принципиально могут быть разделены на три группы:
1-я группа – собственный сбытовой персонал (служба сбыта);
2-я группа – торговые посредники (дилеры);
3-я группа – конечные потребители.
Наиболее управляемым объектом является собственный сбытовой персонал, а наименее управляемым – торговый посредник. Это обстоятельство необходимо учесть при определении пропорций в выборе мер ФОССТИС и распределении бюджета. Сочетание мер ФОССТИС и их объектов приведено в таблице 11.
Таблица 11
Сочетание мер ФОССТИС и объектов воздействия
Объекты воздействия ФОССТИС |
Блоки мер ФОССТИС | ||
Связи с общественностью |
Реклама |
Стимулирование продаж | |
Сбытовой персонал |
– |
– |
+ |
Торговые посредники |
± |
± |
+ |
Конечные потребители |
± |
+ |
+ |
Чтобы иметь информацию о том, достаточны ли меры ФОССТИС, необходимо оценить эффективность этих мер.
Установить единый универсальный показатель эффективности ФОССТИС практически невозможно, так как каждый из блоков ФОССТИС преследует свои цели, в соответствии с которыми и должны устанавливаться показатели результативности и эффективности.
Для блока паблик рилэйшнз такими показателями могут быть:
q узнаваемость фирмы в обществе;
q доля положительных ассоциаций, связанных с фирмой;
q правильность позиционирования фирмы с покупателями по сравнению с фирмами – конкурентами.
Для оценки эффективности рекламы:
q количество покупок, совершенных потребителями, пришедшими по рекламе;
q количество обращений в фирму в результате рекламного сообщения.
Для стимулирования продаж:
q рост объема продаж (в стоимостном и натуральном выражении) в единицу времени по сравнению с аналогичным периодом до начала стимулирования;
q рост количества покупок, совершаемых одним покупателем;
q рост частоты обращения в фирму ее постоянных клиентов;
q увеличение доли новых покупателей;
q рост доли постоянных покупателей.
Для того, чтобы определить эти показатели в стоимостном и натуральном выражении необходимо проводить опросы как покупателей, так и сотрудников завода. На это требуются дополнительные затраты, но в конечном счете они себя окупят.
Исходя из планируемых мероприятий ФОССТИС, выбираются наиболее подходящие для предприятия показатели результативности и соотносятся с планируемыми затратами на соответствующие мероприятия.
В настоящее время требуются новые современные подходы к организации сбытовой деятельности. Таким подходом может быть использование глобальной компьютерной сети «Internet», которая имеет огромные возможности. Посредством Internet о деятельности ОАО «Комета» могло бы узнать значительно большее число потенциальных покупателей завода.
Приложение 1
Объемы реализации основных видов продукции за 1998 год
ОАО завод «Комета»
Изделия |
месяц года |
Всего | |||||||||||
янв. |
фев. |
март |
апр. |
май |
июнь |
июль |
авг. |
сент. |
окт. |
ноя. |
дек. | ||
Насос «Тритон» |
53 |
129 |
48 |
36 |
217 |
248 |
132 |
120 |
150 |
123 |
78 |
191 |
1625 |
Котел КЭН-10-I |
5 |
7 |
14 |
10 |
14 |
9 |
11 |
17 |
82 |
30 |
5 |
21 |
206 |
Котел КЭН-5А |
3 |
4 |
6 |
6 |
2 |
2 |
5 |
1 |
18 |
7 |
5 |
2 |
61 |
Мотоблок МБО |
- |
- |
- |
- |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
6 |
5 |
- |
20 |
ТСБ «Смолик» |
- |
21 |
9 |
4 |
13 |
10 |
14 |
27 |
16 |
17 |
19 |
13 |
163 |
ВД-20-I |
2 |
9 |
15 |
4 |
3 |
3 |
2 |
10 |
6 |
11 |
4 |
7 |
76 |
Станки для заточки (УЗС-93, УЗС-96) |
- |
2 |
2 |
1 |
- |
2 |
3 |
- |
2 |
6 |
1 |
2 |
21 |
Катодная защита (УКЗ) |
- |
- |
- |
2 |
- |
2 |
- |
31 |
1 |
1 |
3 |
13 |
53 |
Наждачная колонка |
2 |
8 |
2 |
7 |
1 |
3 |
5 |
- |
3 |
2 |
- |
- |
33 |
КТМ–1 |
5 |
2 |
2 |
- |
1 |
4 |
1 |
1 |
- |
1 |
5 |
1 |
23 |
УЗД |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
19 |
49 |
Зарядное устройство (ЗУ-I, ЗУ-II, ПЗУ) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
20 |
Печь-каменка |
- |
- |
- |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
4 |
- |
2 |
1 |
11 |