Обобщающие показатели экономической эффективности производства
Темпы роста производства чистой продукции
Выше было сказано, что показатели экономической эффективности должны представлять собой систему оценок, охватывающую всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия и состоящую из обобщающих и функциональных показателей. Учитывая особенности производств предприятий вторичного виноделия, к группе обобщающих показателей можно отнести следующие:
- темпы роста выпуска продукции;
- общая рентабельность и её рост;
- затраты на 1 грн. товарной продукции, производство чистой продукции на 1 грн. затрат.
Показатель темпов роста производства чистой (товарной) продукции используется в целях анализа динамики производства. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция – отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Темпы роста объема чистой (товарной) продукции рассчитываются по формуле: Jв = Т
i
/Тб
,
где Тi – объём чистой продукции в i-м периоде, грн.; Тб – объём чистой продукции в базовом периоде, грн.
Таким образом, темпы роста объёма чистой продукции составляют:
Jв = 17987/17204 = 1,046 = 104,6%.
В нашем случае, за 1999 г. по сравнению с 1998 г. объём производства товарной продукции увеличился на 4,6%. Это значит, что объём товарной продукции в 1999 г. по сравнению с 1998 г. увеличился на 783 тыс. грн.
Показатель затраты на 1 грн. товарной продукции, показатель производства чистой продукции на 1 грн. затрат
Затраты предприятия на производство продукции состоят из следующих элементов затрат:
- материальные затраты (сырьё и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных средств;
- прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.)
Показатель затрат на 1 грн. товарной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах:
УЗ = Ст
/Т
Следовательно, затраты на 1 грн. товарной продукции в 1998 г. составили:
УЗ = 13525/17204 = 0,786 грн., т.е. 79 коп.,
а в 1999 г.: УЗ = 14105/17987 = 0,784 грн., т.е. 78 коп.
Таким образом, предприятие ОАО «Ударный» в 1999 г. затратило на 1 грн. товарной продукции 78 коп., что говорит об уменьшении затрат, т.к. в 1998 г. данный показатель составлял 79 коп.
В показателе затрат на 1 грн. товарной продукции концентрируются все текущие издержки производства, вызванные выработкой и реализацией всей товарной продукции – основной и неосновной, сравнимой и несравнимой. Разница между 1 грн. товарной продукции и затратами на неё показывает величину прибыли, полученную предприятием с каждой гривни товарной продукции. Уровень этих затрат отражает также уровень организации производства.
Обратный показатель затратам на 1 грн. товарной продукции, показатель производства чистой продукции на 1 грн. затрат:
Пч = Т
/Ст
,
где, Т – объём чистой продукции в i-м периоде, грн.; Ст – себестоимость продукции.
Следовательно, показатель производства чистой продукции на 1 грн. затрат составляет:
Пч = 17204\13525 = 1,272 грн., - 1998 г.
Пч = 17987\14105 = 1,275 грн., - 1999 г.
Таким образом, мы видим, что незначительно этот показатель улучшился по сравнению с 1998 г., что свидетельствует о хорошем уровне организации производства.
Общая рентабельность и её рост, факторный анализ рентабельности производства винзавода
В данном разделе мы уделим особое внимание исследованию показателя общей рентабельности предприятия, а также рассмотрим факторы и изучим меры влияния каждого из них на итоговый показатель рентабельности предприятия (см. Приложение 3).
Общая рентабельность производства – один из важнейших качественных показателей экономической эффективности производства. В нем обобщается деятельность предприятия, выражающаяся в соотношении используемых ресурсов производства (средств производства) и полученного эффекта. В этом смысле рентабельность представляет модификацию коэффициента экономической эффективности.
Определяя рентабельность производства на любом уровне хозяйствования, необходимо получаемый эффект сопоставить с производственными затратами, которые могут быть текущими и единовременными (в том числе капитальными).