Оценка экономических экологических, социальных последствий реализации проекта
На основании данных, полученных расчетным путем, можно сделать вывод, что величина валовых вредных выбросов, полученных в результате сжигания природного газа значительно меньше, чем при сжигании других видов топлива эквивалентного количества, а следовательно, реализация проекта внесет значительное улучшение в состояние воздушной среды.
Эколого-экономическая оценка проекта.
В качестве главного критерия оценки проекта "как промышленного объекта" является степень соблюдения действующих норм допустимого влияния физических, химических и биологических факторов и их комбинаций на организм человека. Такими показателями в настоящее время являются предельно-допустимые концентрации примесей в атмосфере, являющиеся гигиеническими нормами. Расчеты, выполненные в предыдущих разделах, показывают, что степень концентрации вредных веществ выбрасываемых в атмосферу от эксплуатации ГРС ниже нормативных предельно-допустимых концентраций.
Если оценку производить по этому критерию, то запроектированный объект ухудшения качества окружающей природной среде не наносит и его условно можно считать экологически чистым.
С выходом Постановления правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" появилась возможность дать реальную оценку эколого-экономической эффективности проекта, выраженную как разницу платы за выбросы и сбросы без строительства газопровода и ГРС и после их ввода.
Э = П1-П2- П3, ( 10 )
Где:
Э-эколого-экономическая эффективность проекта, руб/год;
П1 - плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания традиционных видов
топлива (мазут, уголь, дрова и т.д.), подлежащих замене на газ, руб/год;
П2 - плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания природного газа, пришедшего в замен традиционных видов топлива, руб/год;
П3 - плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ при эксплуатации газопровода и ГРС, руб/год.
В общем виде размер платы за выбросы, сбросы и размещение загрязняющих веществ определяется в соответствии с Приложением 1 "Инструктивно- методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г., по формуле:
, ( 11 )
где:
i - вид загрязняющего вещества;
Cm - ставка платы за выброс,(сброс, размещение) 1 тонны 1-го загрязняющего
вещества;
Mi- расчетный выброс, (сброс, размещение) 1-го загрязняющего вещества
(тонн);
Mm - предельно-допустимый выброс, ( сброс, размещение) 1-го загрязняющего
вещества (тонн).
Учитывая, что при проектировании принимается работа ГРС на режиме номинальной загрузки, соответствующей максимальным выбросам по утверждаемым нормам ПДВ ( Mi ) берется равным (Mm)
( 12 )
где Нбт - базовый норматив платы за выброс (сброс, размещение) 1 тонны i-ro вещества (руб/т), принимаемый по таблицам 1; 2; 3 " Базовых нормативов платы " утвержденных Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 27.11.92г.;
Кэатм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе, принимается по таблице 4 "Базовых нормативов платы", как для Волго-Вятского экономического района РФ Кэатм — 1,1;
Кинд - коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды, установленный Распоряжением администрации Нижегородской области № 1730-р от 31.12.96 г. на 1997 год в размере Кинд - 49.
Плата за выбросы загрязняющих веществ от сжигания традиционных видов топлива в районе, подлежащих замене на газ