Маркетинг в интернет – бизнесе
Системы электронной коммерции нет смысла внедрять просто потому, что это модно, престижно или современно. Во всем должен быть смысл. Процессу создания должна предшествовать серьезная работа по исследованию рынка и исследованию поведенческих особенностей потенциальных клиентов. Так в российском интернет - магазине «Компьютер Депо» перед созданием предшествовала серьезная работа – аналитики IBS и приглашенные исследовательские агентства оценивали рынок корпоративных клиентов. Сначала была проведена грубая оценка. В Москве и области оказалось около 22 000 организаций и предприятий — потенциальных пользователей сетью. Оказалось что средние корпоративные клиенты — промышленные предприятия с низким уровнем обеспечения в области информационных технологий (50-250 автоматизированных рабочих мест при высокой численности сотрудников – 200 -1000 человек) и фирмы менее крупные (50-200 сотрудников, 20-50 автоматизированных рабочих мест), а также все остальные, относимые к малому бизнесу, оказались на внешне изобильном рынке без поставщика. Таким образом полученные данные направили фирму в более свободный от конкурентов сегмент рынка, что явилось причиной быстрого роста прибыли ее фирмы.
Вообще продукты, продаваемые с использованием возможностей сети Internet, можно подразделить на электронные и реальные. К электронным- товарам относятся многие виды аудио-, видео-, программных продуктов, электронные варианты книг, журналов, газет и информационные подборки—словом, все что можно непосредственно передать от одного компьютера, подключенного к сети, к другому. К реальным товарам можно отнести все виды продукции, которые мы привыкли видеть в обычных магазинах, электронная транспортировка которых от продавца к покупателю невозможна.
Доставка электронных товаров не связана с большими затратами как для продавца так и для покупателя. Поэтому вполне можно заказать, к примеру, программный продукт непосредственно у изготовителя. Продукт будет доставлен покупателю немедленно либо через электронную почту, либо любым иным способом передачи данных через сеть Internet.
В случае с реальным товаром дело обстоит заметно сложнее. После осуществления заказа, такой товар придется реально транспортировать, что, несомненно, скажется на его цене. Стоит иметь в виду, что стоимость транспортировки составляется в основном, из двух компонентов: дальности доставки и веса продукта. Сразу становится ясно, что отечественному покупателю придется отказаться от услуг многих зарубежных электронных магазинов. Стоимость транспортировки в основном увеличивается за счет импортных пошлин и других налогов той или иной страны, составляя почти половину стоимости транспортировки. В настоящий момент Канада — единственное государство, которое попыталось решить эту проблему. Правительство этой страны предоставило крупным компаниям по транспортировке грузов право самим следить за сбором налогов и пошлин на товары, цена которых не превышает 1600 долларов США. В результате скорость транспортировок возросла втрое, а ее цена значительно снизилась.
Что же касается отечественных электронных магазинов, то здесь важным обстоятельством является то, что большинство из них находятся преимущественно в Москве или других крупных центрах. По этой причине жители крупных городов оказались в более выгодном положении. Стоимость транспортировки товаров по Москве, как правило, колеблется в интервале от 4 до 25 долларов. В то же время стоимость доставки товаров в другие регионы превышает эти цифры в 2-3 раза.
Решающую роль в жизни интернет магазина играет выбор ассортимента предлагаемой продукции. Естественно можно появиться на рынке электронных магазинов, предложив кардинально новый продукт, и заняв таким образом, самую выгодную рыночную нишу. В противном случае, можно начать продавать то, что просто пользуется наибольшим спросом. Однако в этом случае не избежать конкуренции со стороны других магазинов. Перечень товаров пользующихся в сети наибольшим спросом приведен в таблице 1.