Обзор предпринимательской деятельности в Internet
Интернет трейдинг развивается не только а США. По данным Dataquest в 2003 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе доля акций которыми частные инвесторы оперируют через онлайн составит 20% от общего объема биржевых сделок. Уже к 2002 году 70% всех брокерских контор этого региона будут оказывать брокерские услуги через Интернет.
Под е-banking понимают оказание онлайновых услуг по управлению банковским счетом. В основном это два вида сервиса — отслеживание движения средств и проведение платежей, причем 90% пользователей работают только с первым видом. И хотя многие банки (в США -практически все крупные, а так же 600 из 10 000 мелких и средних) предоставляют данный вид услуг, по популярности он пока уступает электронной торговле. Так, в США на конец 1999 года только 7 миллионов семей (это менее 25% домов, подключенных к Интернету) используют е-bankng. По прогнозам Dataquest, к 2004 году это число вырастет до 24 миллионов.
На сегодняшний день происходит и слияние сфер е-trading и е-banking, так как для хорошей брокерской конторы нет ничего полезнее собственного банка.
Консалтинг. Спрос на консалтинговые услуги в интернет будет расти, как в России, так и за рубежом. В частности, в PricewaterhouseCoopets (одна из самых известных консалтинговых компаний США) заявляют о высокой динамике спроса на консультации по вопросам И-бизнеса. К середине 2000 года рынок консультационных услуг в этой области достигнет 1,6 млрд. долларов, причем с И-бизнесом будет связана половина всех новых консультационных проектов 2000 года. Следует отметить, что на этом рынке компаниям из «большой пятерки» все чаще приходиться конкурировать с фирмами занимающимися и развивающими информационные технологии, такими, как IBM и EDS. В России сейчас наблюдается похожий процесс: помимо «большой пятерки», консультационные услуги в области И-бизнеса достаточно активно продвигают российские компании, в частности АPartners, Ten-aLink и TopS. Последняя относительно недавно образовала специальную компанию eTopS Consulting, консультирующую по вопросам, связанным с созданием систем электронной коммерции.
Системы business-to-business. Торговля business to business имеет потенциал, не меньший, чем электронная торговля business to consumers. Здесь стоимость заключаемых сделок на порядок выше, чем в e-commerce. Как раз поэтому уже сейчас оборот в этой сфере в четыре раза выше, чем в обычной. Предполагается, что через пять лет объем электронных сделок business-to-business достигнет 1,5 трлн. долларов (против 114 млрд. долларов в 1999 году) и охватит практически все отрасли от автомобильной промышленности до медицины.
Уже сейчас известен ряд крупных проектов в этой области в виде как открытых бирж, так и закрытых межкорпоративных систем. Среди них наиболее известны следующие:
1) Werton Sled при поддержке двух других крупнейших поставщиков стали LTV Steel и Sleei Dynamics обьявила о запуске MetalExchange. Это одна из первых в Интернете онлайновых торговых площадок, на которой начали продаваться металлопродукты;
2) В 1999 году в химической отрасли доминирующее положение стала занимать онлайновая служба Chemdex (в том числе за счет агрессивного поглощения конкурентов).
Рекламный рынок в Интернете растет быстрее численности абонентов интернета (с 37 млн. долларов в 1995 году расширился до 400 млн. в 1997 г.). Растет, несмотря на подводные камни, некоторые нежелательные эффекты, которые пока мало изучены Например, нередко складывается ситуация, когда две компании продают одинаковые услуги (акции, билеты и т. п.), но одна из них собрала и предоставила подробную информацию, затраты на которую, естественно, включаются в цену. Другая фирма этого не делает и, естественно, имеет возможность предложить те же самые продукты (услуги) по более низкой цене. Ничто не препятствует покупателю узнать все, что нужно, на сервере первой компании, а фактическую покупку совершить на сервере второй. В итоге первая компания несет ущерб.
По мнению некоторых специалистов перспективы развития систем business to business в России гораздо более светлые, чем в business to consumers. Во-первых, компании, особенно крупные, как правило, имеют нормальные линии связи. Во-вторых, у корпоративных клиентов не так остро стоит вопрос с платежами - у каждой фирмы есть свой банк, через который и осуществляется платеж. Таким образом, проблемы инфраструктуры практически отпадают.