Содержание образовательных программ.
Основной объем в образовательных программах занимает изучение практического применения статистических методов обеспечения качества. Рабочие и служащие могут довольно свободно выбирать для изучения интересующие их темы и в соответствии с этим подключаться к той или иной рабочей группе. При этом существует ряд обязательных дисциплин, которые должны изучить все работники данного подразделения.
Обучение на рабочем месте включает два направления: профессиональную и должностную подготовку. Последняя направлена на выработку определенного стереотипа поведения работников.
При обучении на фирме обычно используются готовые разработки, но преподаватели относятся к ним творчески, изменяя тексты разработок и используя примеры из практики своей фирмы. При эффективном обучении основам контроля качества обучаемые, как правило, непрерывно повышают качество своей работы.
Основным методом повышения качества является цикл контроля PDCA,
где P(Plan)-составление плана работы;
D(Do)-выполнение работы в соответствии с планом;
C(Check)-проверка соответствия полученного результата запланированному;
A(Action)-принятие необходимых мер в случае отклонения результата исполнения от запланированного результата После завершения первого цикла вновь переходят к составлению нового плана, который корректируют с учетом предыдущей ошибки. Цикл повторяется до совпадения результата с планом.
Идея цикла PDCA принадлежит доктору Демингу, поэтому его часто называют циклом Деминга. Этот цикл является фундаментом всеобщего контроля качества на всей фирме, основой успеха в работе как отдельного работника, так и коллектива, такого как кружок качества. Очевидно, чем скорее будет совершаться этот цикл, тем быстрее будет повышаться качество процесса или изделия.
Персонал фирмы обучается применению цикла PDCA на своем уровне. При составлении плана должны учитываться так называемые условия 5W и1H:
1)What (каково содержание работы);
2)Why(каковы предпосылки и цели работы);
3)When(к какому сроку должна быть закончена работа);
4)Who(кто должен выполнять работу);
5)Where(где должна выполняться работа) и 1)How(какими методами должна выполняться работа).
После утверждения плана надлежит:
• уверенно приступать к выполнению работы в соответствии с планом;
• выполнять работу, четко соблюдая последовательность пунктов программы;
• если не удается выполнить какой-либо пункт программы в соответствии с планом, немедленно обратиться за советом к вышестоящему руководству и наметить нужные меры;
• если работа идет не гладко, стремиться, не отступая перед трудностями, решить проблемы одну за другой и закончить работу в соответствии с планом.
После выполнения работы проверяется соответствие полученного результата запланированному. Эта проверка осуществляется с позиций так называемых P, Q, C, D, S, M, в результате чего все затруднения обычно бывают выясненными. Эти позиции имеют следующее значение:
P-производительность(нельзя ли повысить?),
Q-качество(нельзя ли повысить?),
C-стоимость(нельзя ли понизить?),
D-срок выполнения работы(нельзя ли сократить?),
S-безопасность есть ли проблемы?),
M-мораль(все ли в порядке с токи зрения морали?).
Выявленные в результате проверки трудности тщательно анализируются, после чего назначаются меры для их разрешения( вплоть до разработки необходимых стандартов с тем, чтобы предотвратить трудности в будущем).
Одним из условий достижения высоких производственных показателей является строгая экономия рабочего времени, чему на японских предприятиях уделяется особое внимание.В систему общефирменного обучения обязательно включается курс совершенствования работы для каждого уровня персонала. В кружках качества рабочие учатся повышению эффективности работы на своем рабочем месте.
|
|
|
Нельзя ли обойтись Без этого, а если можно, то как? |
Нельзя ли проще? |
Нельзя ли объединить и выполнить одновременно? |
Нельзя ли повысить эффективность, поменяв порядок операций ? |
Статистичес